«Истинная любовь – это и ласка в одном случае, и замечание – в другом; иногда это прутик, а иногда и палка, порицание, неодобрение. Любовь может быть и в молчании, когда слова излишни, а может проявляться и во множестве слов, когда, например, человек нуждается в утешении и поддержке». О том, как полюбить по-настоящему и не страдать – архимандрит Андрей (Конанос).
Архимандрит Андрей (Конанос)
Нужно наполнить свое сердце нескончаемой любовью – чтобы любить всегда, любить, несмотря ни на что, и не страдать, что бы ни случилось. Ведь что такое страдание в отношениях? Мы страдаем не оттого, что любим, а оттого, что не получаем ответа на свою любовь. Любовь наполняет твое сердце счастьем и утешением, потому что это состояние естественно для человека – ведь все мы созданы для любви и невозможно в тот момент, когда любишь, чувствовать себя плохо.
Плохо нам тогда, когда мы не получаем любви. Тогда ты страдаешь, тогда страдаем все мы. Поэтому очень полезно открыть в самом себе неисчерпаемый источник любви. Тогда нас не будет смущать отношение других людей, если они поступают с нами не так, как бы нам хотелось, и мы не будем огорчаться и убиваться в таких случаях, а просто скажем: «Ну что же, он тоже человек – вот и относится ко мне по-человечески».
Источник нашей любви, начало всех благ и радостей – Бог. Потому Господь именно так и ответил на вопрос о том, какая из заповедей самая важная и что брать за основу для радостной и счастливой жизни. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» – сказал Иисус (Лк.10:27). Полюбить Бога, твоего Создателя, Источник всех благ; полюбить Того, Кто приводит в движение галактики, дает мощь водопадам, наполняет водой реки и моря; Того, Кто создал всю красоту земную – животных, деревья и цветы, Кто сотворил все прекрасное на нашей планете. Полюби Того, Кто привел тебя в эту жизнь и Чья благодать и сила даже в момент нашего разговора непрестанно творит жизнь, новую жизнь, новых существ, новые души – ведь каждую секунду в мире происходит зачатие.
Полюби Того, Кто дарует жизнь, Кто есть Источник жизни, Начало всего и Конец всего. Господь потому и говорит: «Возлюби Бога твоего всем сердцем, душой, умом и естеством»: если сердце преисполнится Божественной любви, то не будешь печалиться, когда не встретишь такой же пламенной любви ответной – от людей.
Ведь совершенно естественно, что такую любовь человек дать не может. А твое сердце уже утешено, исполнившись любви Божественной – ты уже прикоснулся к Первоисточнику любви, Богу богов, Тому, Кто есть Начало всего.
Потому мы и страдаем, что ожидаем слишком многого от других. Мы разочаровываемся, и это естественно. Неужели ты сам никогда не делал людям больно, не разочаровывал кого-то? Обещал, говорил громкие слова, а потом ничего не делал? Нет-нет, я не собираюсь тебя стыдить и ругать, ты – человек, молодой человек, и по молодости совершаешь ошибки; или напротив, тебе уже много лет, позади трудный путь, и ты так устал от жизненных испытаний, что ошибаешься раз за разом. И я ошибаюсь, и все ошибаются.
Но если мы прикоснемся к нашей первой любви, то есть к Богу, то совсем иначе начнем жить. Вот в чем секрет. Разумеется, это очень трудно, потому что все, о чем мы сейчас говорим, не похоже на земные чувства. Ты ведь не видишь Бога – как Его полюбить? Когда речь идет о человеке – тут все понятно: его ты видишь, осязаешь, прикасаешься к нему, можешь ощутить его запах, услышать голос. А Бог невидим. Как Его полюбить?
Постарайся полюбить невидимого Бога через созданные Им видимые вещи – то, что тебя окружает. Постарайся полюбить Его всем сердцем, как учил Сам Господь. И Бог никогда не заставит тебя разочароваться в Нем, потому что Он существовал еще до твоего рождения, существовал всегда и будет существовать всегда. Он – единственный, Кто неизменен, вечен. Он – вечная любовь.
Господь дал нам еще одну заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». И «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:40). Две самые важные вещи на свете – любовь к Богу и любовь к ближнему. Великие слова сказал Господь. Помню, одного моего знакомого как-то спросили, что такое любовь. И он ответил: «Я пока не знаю, что это».
Люблю. Какое важное, прекрасное слово! Что такое любовь? Когда тебе хорошо? Или когда даешь родному человеку пощечину, говоря категоричное «нет»? А может быть, любовь – это когда говоришь «нет» самому себе, как может сказать мать своему взрослому сыну: «Не женись на девушке, которую я тебе выбрала. Женись на той, какую выбрал сам. И хотя мне неприятно, что выходит не по-моему, я благословляю вас, потому что люблю тебя».
Рассуждать о любви легко, но мы иногда и понятия не имеем, что такое любовь. Это и замечание любимому ребенку (хотя вместо замечаний хочется только целовать и ласкать малыша, показывая, как ты его любишь). Истинная любовь – это и ласка в одном случае, и замечание – в другом; иногда это прутик, а иногда и палка, порицание, неодобрение. Любовь может быть и в молчании, когда слова излишни, а может проявляться и во множестве слов, когда, например, человек нуждается в утешении и поддержке. В любом случае, когда мы любим, нам, как правило, очень хорошо – потому что жизнь наполняется, обретает смысл и становится прекрасной.
Но кто в наше время может про себя сказать, что любит по-настоящему? Нам так трудно общаться друг с другом…
Что останется после нас на земле? Что будет? Ты думал об этом когда-нибудь? Все мы в какой-то момент отправимся в мир иной, а когда это произойдет, начнем сокрушаться: «Ах, ведь я еще мог жить, любить, мог успеть так много! Каким глупцом я был, что никого не прощал! Не обнимал, не ласкал тех, кого считал дурными людьми, обидчиками, виноватыми передо мной!» Кто тебя обижает?
Неужели ты так и не понял, что главная причина твоих проблем – в тебе самом, в твоем вечном недовольстве, душевной неуравновешенности, внутренней дисгармонии и беспорядке? А ты на всех злишься, всех обвиняешь: этот передо мной виноват, и тот, – и в результате никакой любви.
Один человек так и сказал мне как-то:
– Наверное, я душевнобольной. Мне кажется, у меня какие-то психические проблемы.
– А у кого их нет? – ответил я. – Разве мы все – не с проблемами? У каждого что-то да не в порядке. Мы никак не можем понять, что любить – очень полезно, и в первую очередь – для нас самих.
Как-то меня пригласили служить Литургию в одном храме. После Литургии я должен был говорить проповедь. И вот во время утрени один священник, служащий в этом храме, подошел ко мне и поделился мыслями, которые хотел произнести в проповеди, если бы я не приехал. В тот момент я подумал: вот, сейчас мы вместе будем совершать Евхаристию, таинство единства и любви. Бог – на земле, мы – на небе, небесное и земное сливаются в одно, происходит все то, о чем сказано множество великих, страшных и прекрасных слов. А человек подходит ко мне и говорит слова, которые я начинаю воспринимать как угрозу, потому что мне кажется, что если он произнесет проповедь вместо меня, я останусь ни с чем и случится что-то плохое.
Почему у меня появились такие мысли? Потому что я не понял, что удачная проповедь этого батюшки, его радость и успех окажут и на меня благотворное действие. Иными словами – он «поделится» со мной своим успехом. А так – в глазах друг друга мы представляем угрозу. Понимаешь? То есть когда у тебя что-то получается, я тебе завидую, а когда у меня – ты завидуешь. Мы не понимаем, что все мы – лучи Одного и Того же Солнца, дети Одного и Того же Бога; что мы все – братья и, как в большой семье, твоя радость должна бы стать и моей радостью.
Если бы мы ощущали себя в единстве друг с другом и не обращали внимания на все отличия, в чем была бы разница? Тот батюшка – разве он не собирался говорить проповедь о Том же Боге, что и я? Разумеется, он сказал бы всё по-другому, используя другие слова и выражения, но нас объединяет Один и Тот же Бог, и мы собираемся приобщиться к Одному и Тому же Христу. Однако в тот момент ничего подобного не пришло мне в голову. Я только понял, как трудно любить.
Источник