Впервые о случаях заражения эхинококком в Суворовском военном училище сообщил Минздрав Ульяновской области. 31 января на сайте ведомства появилось сообщение, что у 20 курсантов выявлены «отклонения от нормы в состоянии здоровья». Сообщалось, что 800 детей и взрослых до 6 февраля пройдут полное обследование, а все расходы по лечению возьмет на себя Министерство обороны.
3 февраля глава Минздрава Ульяновской области сообщил на своей странице в фейсбуке, что у 26 курсантов подтвержден эхинококкоз.
«Эхинококкового поражения головного мозга пока не выявлено ни у одного заболевшего. Уже обследовано более 400 воспитанников училища, работа эта продолжается и в выходные дни», – написал он.
«Болезнь обнаружили случайно, когда проводили обследование одного из курсантов. Флюорография показала наличие новообразования в легком, и в результате дальнейших проверок еще у 24 курсантов выявили наличие личинок паразита в организме», – сообщила на пресс-конференции замминистра здравоохранения Ульяновской области Инна Чигирёва. Она уверила, что причин опасаться за здоровье нет.
У всех молодых людей зафиксированы поражения печени и легочной ткани, рассказала заведующая кафедрой паразитологии Любовь Киселёва, которая принимала активное участие в обследовании пациентов: «К счастью для них, болезнь выявлена и для лечения нет необходимости в оперативном вмешательстве. Вполне достаточно пройти курс лечения лекарственными средствами».
По ее словам, пока неясно, смогут ли заразившиеся кадеты продолжить военную карьеру.
«Фатальных поражений, которые повлияют на дальнейшую жизнь курсантов – нет. Слухи о «съеденных легких», поражении головного мозга и инвалидизации курсантов беспочвенны. Всех вылечат, и все они смогут продолжать обучение», – заявила эксперт.
“Про заражение мы узнали 28 января. В родительский чат роты поступила информация, что во время медицинской проверки в 11 классе найдена патология легких”, – рассказала “Правмиру” мама одного из курсантов.
Она говорит, что у родителей до сих пор нет уверенности , что их детям ничего не угрожает.
“Вся информация только в чате роты. Руководители училища с нами напрямую не общаются”, – рассказала она.
По ее словам, в родительских чатах паника – в день приходит по 500-600 сообщений. Больше всего родителей волнует, что источник заражения до сих пор не найден и оставшиеся в училище суворовцы тоже могут заболеть. “Дети в училище боятся есть, не едят ничего мясного, они в панике. Нет гарантий, что они не заразятся” – рассказала она.
“От начальства мы не получаем официальную информацию о количестве заболевших – мы все узнаем только из коротких телефонных разговоров с нашими детьми: «Мама, сегодня еще у двух нашли… вчера у троих», – говорит Елена Савельева, у сына которой нашли эхинококкоз.
Она также считает, что обследуют курсантов недобросовестно. “Две минуты смотрят их аппаратом УЗИ, и все. Мне кажется, этого недостаточно – и так можно пропустить тех, у кого заболевание пока имеет раннюю стадию”, – говорит она. “Сейчас многие родители в срочном порядке выезжают и забирают своих детей, чтобы обследовать их уже самостоятельно, за свой счет”.
До сих пор не ясно, как заразились курсанты. Представители администрации отрицают, что причина может быть в питании. Официальная версия – заразившиеся подростки гладили бездомную собаку.
«Если человек взаимодействовал с собакой, гладил ее шерсть, например, на которой находились яйца, а потом пошел есть и не помыл руки, то это звучит реальнее всего. В училище не могли кормить детей не обработанной пищей», – сообщила начальник отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Диляра Хакимова.
Также обсуждается версия, что дети могли съесть суши в кафе.
Возможность заражения с пищей отрицают и в компании “Торговый дом СПП”, которая до середины декабря прошлого года поставляла питание в училище. Руководство компании утверждает, что еда, которую ели курсанты, проходила «многоступенчатую систему контроля качества и безопасности блюд». Также в заявлении сказано, что ни у сотрудников столовой, ни у членов бракеражной комиссии (работники столовой, офицеры и работники училища), которые снимали пробы пищи перед раздачей воспитанникам, не выявлено признаков эхинококкоза.
«При термической обработке мяса распространение выявленных паразитов даже теоретически невозможно!» – утверждают представители компании.
Однако родители курсантов не верят в версию с собакой. Все родители, с которым удалось поговорить журналистам “Правмира”, утверждают, что курсантам не нравилась еда в училище.
«На проблемы в столовой дети жаловались неоднократно и в этом наша вина как родителей, что не поверили детям. Думали, преувеличивают», – рассказала мама одного из суворовцев.
Она считает, что именно питание стало причиной заражения. «Версия суши и животных отпадает. Заболевшие дети разных возрастных категорий не могли все вместе поесть суши и погладить одну и ту же собаку. Болезнь передается через мясо, рыбу», – говорит она.
Курсанты “постоянно жаловались, что еда очень невкусная и что они находят в ней то какие-то личинки, волосы, кнопки, металлические предметы! Это звучало настолько дико и невероятно, что мы им просто не верили, за что сейчас себя очень виним”, – рассказывает Елена Савельева.
“Дети жаловались, что их плохо кормят и есть это невозможно”, – говорит мама другого курсанта. По ее словам, родители регулярно приходили на плановые проверки, но все они согласовывались за 3-4 дня.
“В те дни, когда приходит проверка, питание вполне достойное, дети едят, но стоит проверки уйти, все начинается сначала. Мой ребенок питается исключительно в чипке (солдатский магазин – прим. ред.) или в воскресенье”, – рассказала она.
В секретариате Роспотребнадзора Ульяновской области от комментариев отказались и заметили, что могут отвечать только по запросу федерального ведомства, так как они – “подведомственная организация”.
«Это абсолютно скандальное происшествие, – считает ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Гребеник. – Надо понимать, что речь идет даже не о военнослужащих, а о детях. Это детское учебное заведение, за которое несут ответственность и Министерство образования, и Министерство обороны».
По ее словам, за ситуацию в училище отвечает местный санитарный врач, но на практике последние годы контроль за такими заведениями потерян.
«Сейчас стало гораздо меньше историй, связанных с дедовщиной и насилием, но к нам стали поступать жалобы из воинских частей, что солдатам не хватает еды! До этого таких жалоб мы не получали уже много лет», – рассказывает она.
«Либо командир части не с теми заключает договор, либо он в какой-то доле с поставщиками – но это скандал. В каждом военном округе есть санитарные врачи, не меньше четырех, значит, и они тоже ничего не контролируют», – утверждает представитель Союза комитетов солдатских матерей России.
По словам Валентины Гребеник, родственники курсантов Суворовских и Нахимовских училищ часто отдают туда детей с 10 лет и считают, что в учебном заведении дети находятся под контролем. «Наша организация 30 лет следит уже за взрослыми ребятами – призывниками! А тут дети! Закрытое учебное заведение, где находятся дети 10-14 лет, получается, работает уже без контроля извне», – говорит она.