Чему учит нас событие на реке Иордан и как христианину следует провести сегодняшний праздник – о чем задуматься и какие цели перед собой поставить – подсказывают священники.
Протоиерей Федор Бородин
Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:
Когда ангел явился праведному Иосифу Обручнику, он сказал ему, что родившийся от Марии «спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21).
Спаситель мира спасает нас от греха и от его последствий, прежде всего – смерти. Участие в этом спасении начинается с принятия нами таинства крещения.
Подобно тому, как у каждого из нас есть свой Фавор, своя Голгофа и должно быть в конце свое Воскресение, так в Крещении Христовом, которое совершилось на Иордане, мы все участвуем таинственным образом через собственное крещение.
Каждое событие в жизни Спасителя таинственно отображается в жизни христианина.
В таинстве крещения есть удивительные слова, которые говорит священник о крещаемом человеке, обращаясь к Господу: «Сый Владыко Господи, сотворивый человека по Образу Твоему и по подобию и давый ему власть жизни вечныя».
То есть в таинстве крещения мы принимаем власть или принять этот подарок спасения от греха и смерти, или отказаться от него. Власть вкусить вечную жизнь находится в наших руках. И эта власть реализуется через борьбу с грехом и через принятие благодати Божией.
Поэтому каждому христианину очень важно вспоминать день крещения, день нашей власти принять вечную жизнь. А христианам, которые давно крещены или были крещены в детстве, очень полезно бывать на совершении таинства крещения.
Именно поэтому так прекрасно крещение, которое совершается в рамках общины: вокруг новокрещаемого стоят люди, которые уже много лет причащаются Тела и Крови Христовых в Церкви, и каждый из них, вслушиваясь в удивительные слова чина крещения, заново переживает и осмысливает свое крещение. В молитвах таинства, так же, как и в песнословиях праздника Крещения Господня, содержится все богословие христианского пути.
Праздник Крещения, как и участие в таинстве крещения, – это взгляд христианина на свой путь, на свою ответственность перед Богом за свою жизнь. Поэтому, конечно, помнить о своем крещении, стараться оживить его в себе – и есть то, что необходимо нам сделать в этот праздник.
Игумен Никита (Зеленюк)
Игумен Никита (Зеленюк), клирик Кирилло-Мефодиевского прихода, преподаватель православной гимназии и Владивостокского духовного училища:
Мы порой много говорим! Иногда наши слова попадают в цель. Но чаще всего пролетают мимо. И в праздник Крещения люди, взяв святую водичку как трофей, с радостью идут домой, чтоб прийти в храм через полгода для освящения куличей.
А все, что слышат от Церкви, – пролетает мимо. Это боль священников! Но, ощущая боль, можно делать и разные выводы или поступки.
Мы, чувствуя боль, чаще всего ищем в своей аптечке болеутоляющее. И понятно. Когда из-за боли не можешь спать, думаешь и желаешь только одного, чтоб боль ушла.
И хорошо, если под рукой лекарство, выпил его – и чуть лучше, а уж утром, если боль повторится – принимаем меры.
Беда, если лекарства нет. Вот тут уж, как говорят, «лазишь на стенку» от боли. И ждешь, ждешь утра, как избавления. И какое счастье у нас тогда, когда доктор даст лекарство или вылечит болезнь (что, конечно же, лучше).
Какое счастье, когда ничего не болит и можешь спать спокойно! Все это понимают. Но почему-то больных меньше не становится, так как здоровье свое просто не бережем. Денег порой жалко, времени и т.д. А потом на лекарство отдаем много больше и по больницам сидим очень долго. Ирония и наказание для беспечного.
Скажите, как это все связано с праздником? А вот как! Если человек не чувствует боли от греха, реальной боли, не дающей спать по ночам, мучащей день и ночь, то такой не будет искать Спасения у Бога! Зачем ему Спасение, если у него все хорошо?!
А если человек не ищет Христа и не стремится к Нему, то можно ли такового назвать верующим? Верующим сложно назвать, а вот лицемером запросто. Если человек говорит, что он прихожанин храма, но Христа уже давно не жаждет в личной, духовной жизни, то как же можно назвать его духовное состояние, кроме как – лицемерием!
И Христос ведь часто употреблял этот термин к кому – к толпе народа, приходящей на праздники в Иерусалим? Нет, но именно к тем, кто регулярно был в Иерусалиме в Храме. К тем, кто все исполнял.
Смотришь вокруг – теракты, убийства, ложь и путаница во всем! И только во Христе, на литургии, в святом Причастии живешь полнотой жизни. А вне Христа все воняет грязью. И самое страшное – не замечать этой вони, привыкнуть к ней.
Сейчас очень многих совесть мучает пустотой. Но немногие ищут исцеления от этой пустоты. А ведь это просто. Надо только немножко заставить себя. Заставить себя хотя бы прийти в храм в воскресный день, а не отдыхать до обеда, по советской традиции.
Ведь иначе эта страшная пустота станет дном адовым. И без Христа освободиться от рабства этому аду просто невозможно. Вот что дает Крещение – свободу от рабства греху, рабства аду. И желающий быть свободным – идет в церковь. Но и в церкви не расслабляется, ведь здесь нужен труд. А награда будет там!
Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов:
Евангелист Лука в одном месте замечает, что весь народ Израиля и мытари «воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым, а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него» (Лк. 7: 29-30).
О крещении в современном, христианском смысле, ещё речи, понятное дело, не было. Что же это было за омовение, которое производил Иоанн, и откуда оно произошло?
Обычай на иврите назывался «твила» (טבילה – погружение, омовение, окунание) и предназначался он для язычников, вступающих в завет с Господом и присоединяющихся к вере народа Израиля.
Тогда становится вполне объяснимым, почему призыв Иоанна отвергли учителя народа Израильского – им казалось оскорбительным, ниже собственного достоинства, что их пророк ставит наравне с новообращёнными язычниками, только лишь вступающими в общество Господне!
Евангелист Марк с первых строк своего повествования называет этот момент проповеди Иоанна с омовением «началом Евангелия»: «как написано у пророков: «Вот, я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред тобою».
Неслучайно Предтечу на некоторых иконах и изображают в виде ангела. Этот ангел (вестник) возвещает Евангелие (радостную весть) – о близком пришествии спасителя Израиля и всего мира. Но чтобы принять эту радостную весть, нужно покаяться. Точнее – обратиться и образумиться.
Переменить свои пути и свои мысли так, чтобы путь от Господа к сердцу каждого был прост и прям. И принять омовение в знак очищения. К этому призывает Иоанн Креститель (Йоханан ха-Матвил, дословно – «омыватель», «окунатель»).
Предтеча Христа призывал к простым, понятным и доступным всем вещам. Когда у него спрашивают разные собиратели налогов и таможенники «что нам делать?», он отвечает: «ничего не требуйте более определённого вам», точнее, «не берите взятки». Когда то же самое у него спрашивают воины (в нашем случае – силовики, полицейские), то слышат ответ: «никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием» (см. Лк. 3: 12-14).
А всем остальным Иоанн говорил: «у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же». Вот и всё, в общем-то, «нравственное богословие для мирян»!
А затем приходит Иисус (этот момент запечатлен на известном полотне русского художника Иванова «Явление Христа народу») и ставит наравне с последними язычниками и новообращенными… Себя самого, прося также омыться у Иоанна.
Картина «Явление Христа народу»
Такая вот божественная правда, которую Он пришел исполнить! Правда – в глубочайшем смирении и готовности служить самому последнему отверженному в этом мире. Только в одном Евангелии от Иоанна говорится, как Предтеча называет Христа: «Вот Агнец Божий, берущий на Себя грех мира» (Ин. 1, 29).
Призыв Иоанна Предтечи – «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» – остаётся злободневным на все последующие времена христианской истории. Не в том вовсе дело, что каждый из нас призван заниматься каким-то регулярным скрупулёзным самоанализом на исповеди у священников, самокопанием с «отцеживанием комаров» из многочисленных иной раз распространяемых в церковных лавках брошюр «В помощь кающимся»!
Современники Христа это-то как раз мастерски умели делать, – за их плечами были уже 613 разных больших и малых заповедей, правил насчет ритуальной и прочей чистоты или как соблюдать Шаббат. И чего-нибудь каждый из них непременно мог нарушить, а потом должен был принести, допустим, жертву за грех.
Но при этом скрупулёзном соблюдении всяких мелочей они умудрились не заметить или просто отвергнуть самое главное – и проповедь Иоанна Предтечи, к ним обращенную, и всё дело Христа! Воспринимая Бога и Его повеления по-книжному, абстрактно, они отвергли волю Божию о себе самих в конкретный важный момент истории и их собственной жизни!
Многим современным христианам можно обратить с не меньшим успехом слова Предтечи, слегка перефразировав их: и не думайте говорить в себе «мы православные», ибо Бог может из камней сих воздвигнуть православных. Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (см. Мф. 3: 9-10).
Фарисейское зазнайство, самодостаточность, самодовольство, самовозвышение – вечное искушение, преследующее многих христиан в истории. Но, как известно из слов Иисуса, кто себя возвышает, унижен будет.
Это касается не только отдельных людей, но и целых сообществ. И не только Израиля, но и других народов или церквей. Как только кто-то из нас начинает тщеславиться своими результатами, пусть и в самом деле неплохими или даже высокими, так сразу же эти результаты рискуют обесцениться в очах Божиих!
Так сразу же прямые пути от Господа к человеку или к целым сообществам искривляются, и люди теряют, если и не сразу, то со временем, способность различать духов и познавать волю Божию здесь и теперь, в каждой конкретной ситуации, в динамике жизни, которая не стоит на месте, но всё время меняется, развивается.
Еще раз: покаяние – не психотерапевтический самоанализ, не боязнь в бесконечных сомнениях совершить что-то «не так» («батюшка, это грех? не грех?»). Это стремление к открытости перед Богом, к простоте перед Ним без всякого лукавства, без подмен воли Божией здесь и сейчас какими-то общими абстрактными рассуждениями или ссылками на правила.
Это стремление к живому доверию Богу. Это не признание чего-то плохого и тёмного в самом себе, но еще больше стремление к хорошему, светлому! В конечном счете, в этом выражается вера как доверие и верность Богу. «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2 Кор. 13, 5).