Об особенном Рождестве на Волге – иеромонах Мелитон (Присада), настоятель храма во имя преподобного Сергия Радонежского в селе Долматовский Заволжского района Ивановской области.
Иеромонах Мелитон (Присада)
Самое запоминающееся Рождество было у меня на Волге, оно совпало с рождением нового храма в 2014 году.
9 декабря 2013 года был подписан указ Патриарха на перевод меня в Кинешемскую епархию. 10 декабря владыка Иларион, епископ Кинешемский и Палехский, подписал указ на зачисление меня в епархию. Мы стали искать место, где бы нам молиться и праздновать грядущее Рождество.
Нам предложили трехэтажное здание дореволюционной воскресной школы в поселке Долматовский, которое пять лет стояло в бездействии. А раньше там размещалась общеобразовательная школа, которую расформировали, признав здание по пожарным и прочим нормативам непригодным.
31 декабря мы отправились его смотреть. 2014 год – год 700-летия преподобного Сергия Радонежского, и владыка Иларион сказал: «Вот здесь, на среднем этаже, быть храму во имя преподобного Сергия».
Церковно-приходская школа была когда-то частью большого храмового комплекса, куда входили церковная конюшня, баня, подсобное помещение, а главное – храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Сам храм, построенный в 1913 году, был почти разрушен. Поскольку церковный календарь заканчивается на Рождество, мы понимали, что храм может захватить празднование столетия со дня основания возрождением приходской жизни.
Но на все приготовления у нас была всего лишь неделя.
В Сергиевом Посаде мы заказали престол, семисвечник, подсвечники, несколько икон и всякую церковную утварь. И вот с помощью Божией с 6 на 7 января мы служили ночную рождественскую службу, празднуя сразу три события – Рождество Христово, столетие старого храма и рождение нового, во имя преподобного Сергия.
На службе был один священник – я, а на клиросе – одна певчая, Вероника Леонтьева, сейчас руководитель направления по работе с инвалидами Синодального отдела по церковной благотворительности.
Прихожан на службу пришло человек пятьдесят – из нашего поселка и из семи соседних населенных пунктов – села Жажлево, деревень Овсяницы, Воробьецово, города Заволжска, поселка Заречный…
Ведь это была первая служба со времен закрытия храма и разрушения храмового комплекса!
Сейчас готовить людей к Рождеству мы начинаем с Нового года. Вечером 31 декабря мы служим молебен на начало нового года, после которого всем пришедшим дарим церковные календари на новый год, ночью служба, поскольку Церковь празднует день памяти мученика Вонифатия, а у нас в храме есть мощи этого святого. После службы – новогодний салют, новогодние подарки детям.
После рождественской службы всю неделю – спектакли, колядки. Только колядки у нас наоборот, ведь колядующие традиционно просят подарки и угощения, а мы ходим по нашим прихожанам, поздравляем, утешаем и сами подарки вручаем, на службы приглашаем.
При храме создано подворье в деревне Воробьецово «Благодать», где живут и трудятся люди с ограниченными возможностями здоровья.
Но у нас – полностью безбарьерная среда, нет разделений на «здоровый» – «особенный», просто каждый делает, что может. И каждый человек вне зависимости от состояния здоровья у нас – особенный, ведь он – создание Божье. Колясочники, глухие, слепые, все вместе. Слепые читают проповедь, глухонемые накрывают на стол, колясочники на подсвечниках, раздают синодики: все делают какое-то свое дело, все включены. И готовимся все вместе – слепые учат песни, колясочники – танцевальные номера, глухие рисуют, украшают.
Воспитанник интерната читает Шестопсалмие по Брайлю
Мы активно готовимся к Рождеству и в наших мастерских: делаем из гипса рельефные иконы для незрячих, ангелов и другие детские подарки. В столярной мастерской сделали большой деревянный вертеп – уличный и храмовый, все фигуры вырезаны из дерева, расписаны.
Так что Рождество у нас всегда – общий радостный праздник, объединяющий жителей нашего подворья, прихожан из соседних деревень и гостей, которые к нам приезжают, людей с разными физическими возможностями, как объединило всех рождение Младенца Христа, в Котором нет «нет ни Еллина, ни Иудея» (Кол. 3:11).