Чат вместо застолья и любовь к поделкам – как меняется семейный праздник

27.12.2018 5:34 2

Чат вместо застолья и любовь к поделкам – как меняется семейный праздник

По данным опроса ВЦИОМ, Новый год – любимый праздник россиян, его отмечают 96% опрошенных. В лидеры также вошли День Победы, Международный женский день, День защитника Отечества и Пасха. На новогодние каникулы жители России готовы тратить в среднем 14 тысяч рублей, из них около 6 тысяч на подарки родным и близким, это на тысячу больше, чем на праздничное застолье. О том, как изменилось отношение к праздникам и подаркам у среднестатистической российской семьи, – специалист по социологии семьи, сотрудник НИУ ВШЭ Ольга Савинская.

Праздничный чат и ресторан

– Можно ли утверждать, что традиция собираться дома за семейным ужином постепенно уходит в прошлое?

Чат вместо застолья и любовь к поделкам – как меняется семейный праздник

Ольга Савинская

– Это хорошая традиция, но в силу того, что занятость людей становится сверхнормативной, развиваются коммуникативные технологии и цифровизация, перестраивается и наша жизнь. Платность услуг для детей вынуждает родителей много работать. Времени на семейные ужины, что было характерно для традиционного общества, просто не хватает. Может быть, по опросам мы бы увидели, что это хорошее времяпрепровождение и народ хочет этого, но не может, в силу того, что изменился формат занятости.

– Как в таких условиях сохранять семейственность?

– Многие открывают в социальных сетях свои семейные группы, чаты и общаются там. Это опять-таки касается больших городов, потому что в маленьких эта семейственность остается, может быть, потому что рынок труда очень слабый, работа малооплачиваемая, но в связи с этим не требует занятости 16 часов в сутки.

Еще как вариант – выход в ресторан, кафе, чтобы, не отвлекаясь на готовку, сесть и пообщаться.

– Чат в вотсапе и телеграме действительно может сплотить семью и заменить реальное общение?

– В некотором смысле да, потому что это лучше, чем ничего. Члены семьи присылают друг другу фотографии, обмениваются новостями, дети даже по урокам задают родителям вопросы, и те могут быстро ответить.

Я не понимаю абстрактных, летающих в облаках педагогов, которые любят писать о том, как оно должно быть. Оно как-то должно бы быть, но происходит так, как происходит, исходя из тех реальных ресурсов, которые есть у среднестатистической семьи.

Возможности находиться каждый день в шесть часов вечера дома нет. Она есть, может быть, там, где папа много зарабатывает, но таких историй у нас не так много.

Типичная семья – это настрой на то, чтобы мама так же выходила на работу, потому что одного заработка не хватает, об этом говорят опросы. А если посмотреть, сколько у нас одиноких матерей, то как им выживать, если не работать много?

– Как изменилось в последнее время отношение к праздникам: стали ли они менее семейными?

– Новый год, мне кажется, – это святое. Так же, как дни рождения. Может быть, менее значимым становится желание всех накормить, потому что и пищевые практики меняются, становится более вариативным, что и как мы едим. Как раз ресторан, мне кажется, помогает сделать акцент на празднике, а не на подготовке к нему. Хотя сделать какие-нибудь поделки до сих пор очень важно.

Чат вместо застолья и любовь к поделкам – как меняется семейный праздник

Фото: unsplash

Нам все еще важно подарить поделку, хорошо поесть

– Что сейчас предпочитают дарить? Подарок своими руками все еще актуален, учитывая, как много всего можно купить?

– Я недавно социальные центры Франции сравнивала с нашими. Это сайты НКО, которые занимаются детско-родительскими отношениями. У нас очень много поделок, как будто дети туда только за тем и ходят, чтобы делать поделки. А там меньше это муссируется. Они больше делают акцент на том, как выстроить отношения внутри семьи, как проговорить проблемы и создать эмоциональный фон в семье, причем делать это на ходу. У них есть даже психологический тренинг о том, как правильно общаться с детьми в пробке. Я такого нигде больше не встречала.

Получается, нам все еще важно подарить поделку, хорошо поесть – такие материалистические ценности, им же важно то, что связано с эмоциональным интеллектом и правами каждого члена семьи.

– Россиянам в таком случае важно, сколько будет стоить их подарок?

– Это зависит от семьи. По разным опросам, мы тратим довольно много денег, чтобы сделать подарки.

Согласно данным опросов ВЦИОМ, в 2018 году россияне потратили на новогодние подарки родным и друзьям в среднем около 5459 рублей, то есть больше, чем на праздничное застолье (4764 рубля).

Когда нам сидеть у очага

– За почти 20 лет нового столетия как изменилась российская семья в целом?

– Российская семья становится все более разнообразной. Коэффициент уровня жизни растет, сглаживается разница между самыми богатыми и самыми бедными. С другой стороны, город все больше отделяется от деревни, от малых городов. Моделей того, как складываются детско-родительские отношения, становится все больше. Традиционные модели лидируют, но появляется вариативность в том, на чем мы делаем акцент.

Кроме того, усилился разрыв между поколениями. Если для родителей традиции – это более значимая ценность, то для детей важнее инновации, цифровизация. Надо уметь в этих условиях находить общий язык. Поэтому важно не что мы дарим, а как мы это дарим, что при этом говорим, как поддерживаем контакт.

Чат вместо застолья и любовь к поделкам – как меняется семейный праздник

Фото: unsplash

– Какие перспективы у российской традиционности? Сможет будущее поколение воспринять то, что важно их родителям?

– Я как социолог не могу конкретизировать понятие «российская традиционность». Работающие мамы – это русская традиционность? Или это порождение советского времени? Или мы скажем, что в советское время это появилось, потому что женщины всегда ходили в поле пахать, и сеять, и уж тем более убирать урожай, поэтому появился в нашем трудовом законодательстве пункт о том, чтобы ребенка кормить в перерывах. Это, можно сказать, уникальный пункт в Трудовом кодексе, который отражает нашу историю. Но это вполне эмансипаторская вещь, а сейчас нам рассказывают, что женщина должна у очага сидеть, и это как будто традиция. Но даже если и так – допустим, у обеспеченных дворян да – было, например, много денег, хотя неоплачиваемой домашней деятельности было много и у них. А уж крестьяне – и женщины, и мужчины – все работали. Когда мы должны были сидеть у очага, я не знаю.

Как социолог я вижу только бравирование словами. Детям это неинтересно, родители об этом говорят символически, но я не понимаю, как на практике это происходит. И еще я вижу беднейших мам, которые в наших маленьких городах за три копейки с утра до вечера работают. Если муж запьет, только на маминой зарплате все выживут. Я не знаю, как она может быть домохозяйкой и сидеть у очага.

– Значит ли это, что семья движется в сторону разобщения?

– Я бы не стала так однозначно говорить. Меня лично очень радует, что есть социальные сети. Мы чувствуем единство с детьми, но позволяем друг другу быть мобильными. В целом люди уже не находятся всю жизнь в пределах деревни или маленького города.

Конечно, если дети чувствуют возможность, они уедут от родителей в более крупный город и разобщатся. Но это все не от хорошей жизни. Можно сидеть дома в богатой семье и собираться за ужином, но будет ханжеством предлагать такую модель людям, которые еле сводят концы с концами.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Православные следопыты создадут "Братство трезвости" в Екатеринбурге Быстро купить подписчиков в группу в ВК К спору вокруг фильма "Матильда" решили подключить Папу Римского: просят высказаться публично, чтобы примирить стороны конфликта Профессор МГУ выгнал с экзамена студента в кипе В Новосибирске мусульманского проповедника осудили за создание "домашнего медресе"

Православная лента