Прочти надо мной разрешительную молитву, и я буду ОК

10.11.2018 10:20 1

Прочти надо мной разрешительную молитву, и я буду ОК

Как священнику не совершить духовное преступление, нужно ли бороться с угрызениями совести и как покаяться, чтобы получить исцеление – «Правмир» публикует ответы на вопросы митрополита Лимассольского Афанасия.

Вопрос: Если человек внешне благочестив, но внутри у него гордость и эгоизм, которых он сам не замечает, считая себя хорошим, должен ли духовник сказать ему об этом или лучше так не делать? И если не делать, то почему?

Ты учитель, верно? В каком классе преподаешь? В четвертом? Так. И в четвертом классе ты преподаешь материал за четвертый класс. Не за шестой, правда? Хотя прекрасно знаешь материал шестого класса.

Так и духовник: он может видеть некоторые особенности человека, но при этом видит и его немощи, его возможности. Нужно очень внимательно подходить к такому разговору, потому что человек не всегда готов услышать то, что мы хотим ему сказать. Я уже рассказывал вам, как один мальчик спросил своего духовника, будут ли в раю щенки и котята. Батюшка рассмеялся и сказал:

– Нет, в раю не будет ни котят, ни щенят.

Ребенку не понравился такой ответ.

– Раз их там не будет, – ответил он, – я туда не хочу!

Услышав такой ответ, священник задумался. А через некоторое время, попав к одному старцу, он рассказал ему об этом разговоре.

– Неужели я неправильно ответил мальчику? – спросил священник старца.

Прочти надо мной разрешительную молитву, и я буду ОК

– Дело не в этом, – ответил ему старец. – Твой ответ был верным. Действительно, в раю не будет ни кошек, ни собак. Но ребенок, спросивший тебя об этом, не был готов к такому ответу. Нужно было объяснить по-другому.

– Как?

– Я бы ответил этому мальчику так: в раю будет Господь. А там, где Господь, – есть все, что нам нужно. И будь уверен: что бы тебе ни понадобилось в раю, Господь непременно это даст.

Понятно, что если человеку не нужны собачки и кошечки, их у него и не будет.

Но ребенок будет знать: Господь всегда дает то, что нам по-настоящему нужно. И если в раю для компании нам понадобится щенок – Он даст и его. А когда мальчик вырастет, то сам поймет, что в раю нам не нужны будут животные. Хотя, с другой стороны, я знаю бабушек, которые не в состоянии этого понять и хотят, чтобы их любимец непременно был в раю вместе с ними.

Точно так же и со страстями. Если духовник, заметив у человека какую-то страсть, начнет резко искоренять ее, то вместе со страстью «вырвет» с корнем всю душу.

Необходимо дождаться подходящего момента. Как хирург, который все подготовил к операции, но ждет нужного часа. Всему свое время. Как в притче о пшенице и плевелах, когда Хозяин (т.е. Бог) посадил хорошие семена, но вместе с семенами взошли и сорняки. Слуги (т.е. ангелы) сказали Господину: «Хочешь, мы пойдем и искореним плевелы?» – «Нет, – ответил Он. – Пусть растут и пшеница, и плевелы. Сейчас вместе с сорняками вы выдергаете пшеницу, и мы потеряем урожай».

Так и со страстями. Пусть человек пока поживет с ними.

Отче, я хочу научиться послушанию

Священнику необходимо быть рассудительным, чтобы не совершить духовное преступление. Представьте, вот приходит к нему человек и говорит:

– Отче, скажи, какой я!

А батюшка в ответ:

Прочти надо мной разрешительную молитву, и я буду ОК

Митрополит Лимассольский Афанасй

– Хорошо, я скажу. Скажу, каким я тебя вижу. Ты такой, такой и такой.

А человек после этого уходит и кончает жизнь самоубийством.

Или другой пример. Подходит человек к батюшке и говорит:

– Отче, я хочу научиться послушанию. Скажи, что мне следует делать, и я послушаюсь.

И тут же спрашивает:

– Отче, а можно мне на Рождество поехать в Святую землю?

– Думаю, лучше не надо.

– Но мне так хочется!

– Тогда почему ты меня об этом спрашиваешь?

Знакомая игумения с Кипра рассказывала мне, как одна сестра в их монастыре никак не могла выполнить какое-то послушание.

– Матушка, как же это сделать? – спрашивала она.

– Ну, попробуй так-то и так-то, сестра, – отвечала ей игумения.

– Нет, так я не могу, это очень трудно.

– Ну, тогда сделай вот так, наоборот.

– И так не могу. Мне трудно.

– Хорошо, тогда делай, как хочешь, сестра!

– Буди благословенно, матушка!

Видите? Эта сестра хотела поступить только так, как сама хотела. По-другому она пока не могла.

Вот и рассудительный духовник может первое время говорить: «Делай, как считаешь нужным», – когда видит, что человек пока не может по-другому.

Очень важно духовнику быть рассудительным, не спешить и ждать столько, сколько нужно – хоть годы, – прежде чем сказать человеку, какой он. С того момента, как ты «попадаешь» под духовное наблюдение, даже если что-то не так, работа идет. И не сомневайся: придет час, когда ты все поймешь.

Почему нельзя на исповеди сравнивать себя с другими

Как-то к старцу Паисию пришел один богослов. В миру этот человек вел деятельность, которую мы не одобряли. И вот, побывав у старца, он подошел к нам и сказал:

– Старец Паисий сказал мне, что я все правильно делаю!

Придя к старцу, мы сразу спросили его:

– Отче, как же ты мог сказать этому человеку, что он все делает правильно?

– А что же, по-вашему, я должен был ему сказать? – ответил старец. – Да у меня от него голова разболелась! Что бы я ему ни сказал – все будет бесполезно, он ничего другого делать все равно не может и не будет. Вот я его и утешил, сказал, чтобы он продолжал смиренно делать свое дело, и все будет хорошо.

Старец поступил по принципу икономии, то есть проявил снисхождение, чтобы человек не впал в отчаяние. А снисхождение это легко трансформировалось в догму: все должны поступать так же!

Поэтому нельзя на исповеди сравнивать себя с другими.

На одно и то же духовник одному человеку скажет «а», а другому – «б». Одному скажет – «черное», другому – «белое». И вот оба выходят из храма после исповеди, и первый говорит: «Мне батюшка сказал так-то!» А другой: «А мне про это же сказал вот так-то!» И начинается скандал: «Почему это тебе он сказал одно, а мне – другое?»

Да потому, что все люди – разные, и невозможно мерить всех одной мерой: такой меры просто нет. А мы этого не понимаем.

Прочти надо мной разрешительную молитву, и я буду ОК

Следующий вопрос: Угрызения совести, чувство вины – это нормальное явление, способствующее покаянию, или болезненное состояние?

Угрызения совести – естественное свойство человека. Они как тень от предмета: совершил проступок – непременно начнет беспокоить совесть. Вопрос в том, как относиться к этим угрызениям: если спокойно, без паники и страха стараться исправлять свои ошибки – это будет правильное отношение. Ведь когда человека совсем не мучает совесть, его уже можно назвать бесчувственным. Обычно все-таки если причинил кому-то зло – совесть начинает мучить. И пусть мучает – главное, правильно к этому относиться. Не отчаиваться, не разочаровываться, а напротив, использовать обличения совести для покаяния.

Бывает, даже после исповеди совесть не оставляет тебя в покое. Значит, труд покаяния необходимо продолжить. Ведь исповедью покаяние не заканчивается!

Да, Бог прощает грехи, но не в этом главная цель исповеди. Ведь Бог и так все прощает, и горе нам, если мы думаем, что Он таит на нас злобу. Наша цель – получить исцеление, то есть избавиться от последствий совершенного греха. Иначе получится, как с тем человеком, укравшим у священника часы. Он пришел к этому батюшке на исповедь и сказал:

– Отче, я украл часы. Что мне делать?

– Верни их обратно.

– Давайте, отче, я отдам их вам!

– Но мне они не нужны.

– Ну, я пытался отдать их тому, у кого украл, но этот человек не захотел их взять!

– Хорошо, раз он не захотел, тогда оставь часы себе.

То есть батюшка просто не понял, что речь шла о его часах.

Исповедь – это труд покаяния. Если накануне ты разнес человека в пух и прах, а сейчас говоришь священнику: «Отче, прочти надо мной разрешительную молитву, и я буду ОК», это вовсе не означает, что теперь все наладится. Нет, так не пойдет. Погоди. Да, Бог прощает, но тебе здесь тоже нужно потрудиться, исповедью дело не заканчивается. Чтобы получить исцеление, нужен труд. Бесконечный духовный труд. Это и есть покаяние. Труд, который не заканчивается и не начинается исповедью. Он начинается в сердце человека и не заканчивается никогда. Духовный труд, совершаемый постоянно.

Источник

Перевод Елизаветы Терентьевой для портала “Православие и мир”

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В РПЦ выступили против ВИЧ-диссидентства Сбитая пьяным иеромонахом Протолеоном велосипедистка умерла в больнице, не выходя из состояния комы Свердловское УФАС подало в суд на местную жительницу, разместившую на билборде цитату из Евангелия В Канаде запретили носить паранджу в общественных местах Патриарх Кирилл прошагал 21 км Царского крестного хода под Екатеринбургом и улетел в Москву

Православная лента