С Покровом, как и с многими церковными праздниками, связано множество народных примет и обычаев, которые подменяют собой настоящий смысл этого дня. «Снежок белый поля покрывает, меня, девицу, замуж наряжает», «Придет Покров, девке голову покроет», «На Покров незамужние девушки чуть свет бежали в церковь зажечь свечку. По поверью, какая раньше всех поставит свечу, та раньше всех и выйдет замуж».
На Русском Севере с Покрова крестьяне начинали готовить свои дома к зиме: затыкали пазы в стенах изб мхом, говоря при этом: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром». Многие приметы забыты, тем не менее – до сих пор вместо того, чтобы узнать историю и духовный смысл этого праздника, современные люди ассоциируют праздник Покрова Пресвятой Богородицы с первым снегом, приходом зимы и удачным замужеством. О том, что на самом деле важно в этом празднике, мы поговорили со священниками.
Протоиерей Андрей Ефанов, секретарь епархиального совета, руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Кинешемской епархии Ивановской митрополии:
Протоиерей Андрей Ефанов
– Мне кажется, что простому человеку, который хотя и является верующим, но всё-таки далек от полноценной христианской жизни, требуются какие-то вещественные знаки его веры. Допустим, например, на Крещение, мы освящаем воду – ее можно потрогать, ее можно налить, в ней можно искупаться. И, соответственно, вокруг этого праздника устанавливается какое-то особое почитание, вместе с народными приметами и полу-языческими ритуалами. Или возьмём Масленицу – это просто неделя приготовления к посту. Но опять это связано с едой, и пост у нас прежде всего еда, а только потом – воздержание, особое время духовной жизни. Преображение Господне – это яблоки, которые нельзя, оказывается, есть.
С Покровом вроде бы не связано ничего вещественного – нет такого, за что можно было бы зацепиться вот этому языческому мировоззрению. Покров для многих людей, если его оторвать от церковного значения, где речь идет о явлении Пресвятой Богородицы, которая распростерла над верующими Свой омофор, это прежде всего снег. В этот день падает снег. Незамужние женщины раньше ходили простоволосые, а замужние, соответственно, носили платки. Покров – это в понимании многих и есть платок, и поэтому всё очень связано с тем, что в этот день надо свататься, искать жениха, ну и все остальное – гадать, колдовать. Языческое сознание нуждается в том, чтобы можно было что-то потрогать, пощупать. Все формы колдовства связаны с какими-то действиями, предметами, заговорёнными, призывающими какие-то силы. Конечно, мы понимаем какие-то силы и откуда – от нечистого.
Осенью, кроме Покрова, у нас нет других праздников, за которые можно было бы зацепиться языческому сознанию. Заканчивается осень и наступает зима, в нашем климате это особо заметно. Кстати, праздник Покрова Пресвятой Богородицы больше всего почитается именно в России, ведь он не является двунадесятым и даже по Церковному Уставу не считается «большим». С одной стороны это хорошо, потому что люди почитают Пресвятую Богородицу и Ее заботу о нас, но вокруг этого, как всегда, нарастает пласт народных суеверий, ритуалов.
Россия славится своими большими просторами. Земли здесь много, деревни друг от друга расположены далеко. Храмов хоть и много было на Руси, но все равно в только в селах, то есть не в каждый деревне. Всё это, конечно, сказывалось на том, что люди ходили в храм только на большие праздники, а так, конечно, в основном занимались сельским хозяйством. Я и сам сейчас живу в деревне, и у нас до сих пор многие люди живут так: трудятся от заката до рассвета, работая на земле. У меня семья большая, и мы тоже сейчас ежедневно обрабатываем урожай, собираем грибы, сушим, мочим яблоки. Потом наступит зима – время когда можно читать книги, беседовать, уделять больше времени молитве. А сейчас все в работе. И так жили на Руси все, кроме малого количества городов, где были какие-то промыслы, торговля. Все остальные трудились сезонно: летом – один труд, осенью – другой, весной – третий. Зима была временем покоя.
Действительно, в Праздник Покрова Пресвятой Богородицы часто выпадает снег – иногда за день до этого, или через день. И тогда полностью заканчиваются все работы. Но вся беда в том, что человек, живя таким календарным образом жизни, часто забывает о том, что всегда, в любое время нужно не забывать о Боге. Трудишься на своём хозяйстве, делаешь какие-то домашние дела – всегда в душе человека должна быть молитва. Не нужно оставлять утреннюю молитву, вечернюю. Даже если ты очень сильно устал, нужно найти время для общения с Богом, пойти в праздник в храм. Я и сам замечаю, что сейчас в сельской местности храмы полупустые – намного меньше людей ходят в храм, пока не выпал снег. Выпал снег – и сразу люди идут в храм, потому что у них появилось свободное время. Забывают, что на первом месте у них всегда должен быть Бог. А то у нас как получается? На Покров, говорят, нельзя иголку в руки брать, это, видите ли, грех. А то, что до этого несколько недель или месяцев подряд человек пропускал воскресные службы, потому что все воскресенья подряд был на огороде вместо храма, это ладно. Лучше до обеда побыть в храме а потом уже потрудиться, даже если это праздничный или воскресный день.
Протоиерей Артемий Владимиров, писатель, проповедник, педагог, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря Москвы, член Союза писателей России:
Протоиерей Артемий Владимиров
– Я думаю что, жители мегаполиса уже вообще не знают все эти приметы. Девушки, простите, из Мытищ, наверное, уже не помышляют ни скотине, ни о свечках. Я думаю, что восприятие церковных праздников еще в 19-ом – начале 20-го века было теснейшим образом переплетено с укладом патриархальной крестьянской жизни, когда люди трудились на земле, когда они очень внимательно относились к климатическим явлениям, когда весь цикл природный сочетался с созидательным, мирным трудом. И нам, жителям больших городов, даже не вполне понятны иные русские пословицы. «Введение накладывает на воду леденье…»
Думаю, что мы должны отличать тысячелетний опыт русского человека, который установил взаимосвязь между церковными праздниками и явлениями природы, от вот таких суеверий, типа гадания на Святках или на Рождество, которые никак не могут примириться с целостностью христианского мировоззрения, и если и входят в жизнь русского крестьянства то как реликты или остатки каких-то языческих обычаев.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы – очень светлый русский осенний праздник, которым завершается золотая осень. И когда сквозь желтую листву, на фоне падающих кленовых листьев, мы смотрим на фрагменты синего неба, то наша русская душа, исполненная лиризма, поэтического чувства, поднимается мыслию до Пресветлого Омофора Пречистой Богородицы, некогда распростертого над главами верующих.
Я не очень хорошо осведомлен о каких-то языческих суевериях, связанных с этим праздником, но они уже, мои дорогие друзья, согласитесь, канули в лету. Правда, мне помнится, что на Покров в русских селеньях всегда замачивали антоновские яблоки, и в этом нет никакого обрядового нагнетания. Это говорит о том, что вся жизнь русского человека была регламентирована, в ней была стабильность, упорядоченность, которая помогала крестьянину или горожанину что-то предощущать, предвкушать. Сегодня можно только мечтать об этих «преданьях старины глубокой», когда, во времена глобализации, люди не знают когда встают, когда ложатся. На Покров когда-то выпадал первый снег, это было время первых заморозков. Сегодня мы видим, что Москва ещё надеется урвать остатки бабьего лета…
Что касается всевозможных суеверий по поводу женихов и замужества, то я хотел бы, милые девушки, выразить уверенность, что женихи еще не перевелись на русской земле. Я верю, что если вы поставите свечку перед иконой Богородицы, а главное – сердцем помолитесь: «Господи, укажи мне мою судьбу. Где мой принц, дай мне встретить рыцаря, не больного на голову, не страдающего компьютерной зависимостью, не опившегося безалкогольным пивом. Хочу, чтобы это был мальчик атлетический, ясный умом, верный, надежный», то Матерь Божья, как в семнадцатом, восемнадцатом веке, так и в двадцать первом, обязательно откликнется на ваше прошение. Женихов вам, верных мужей, которые отдавали бы частично свою зарплату и радовали бы вас цветами не только на 8 марта, в день разбушевавшихся французских блудниц, но и на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Я сердечно поздравляю вас, мои дорогие друзья, с этим радостным праздником в честь Царицы Небесной.
Подготовила Ольга Лунина