Рискнула в поисках сережки – почему дети не знают, что их жизнь дороже любых вещей

14.09.2018 1:51 1

Рискнула в поисках сережки – почему дети не знают, что их жизнь дороже любых вещей

Выкатившийся на дорогу мяч, упущенный в шахту лифта мобильник, уроненная на рельсы игрушка – уверены, что ваши дети не ринутся спасать свое имущество из-за его великой ценности или страха наказания? Подавляющее большинство детей в таких ситуациях рискует жизнью – что нужно им объяснить, чтобы избежать трагедии, рассказывает Ксения Кнорре Дмитриева.

Рискнула в поисках сережки – почему дети не знают, что их жизнь дороже любых вещей

Ксения Кнорре Дмитриева

Мы с классом ездили на экскурсию, и когда уже шли по парку к автобусу, наткнулись на чудесную детскую площадку, на которой были натянуты сетки, чтобы на них прыгать.

Сетки натянули невысоко, но так, чтобы, прогибаясь, они не касались земли, и, естественно, к ним бросилась вся толпа наших моментально взбодрившихся детей. Я прогуливалась неподалеку, ожидая, когда они напрыгаются, гуляла довольно расслабленно, смотрела туда вполглаза: аттракцион безопасный, возможности упасть нет (защитные сетки сбоку), солнце светит, идиллия.

А потом я обернулась и увидела на земле, под сеткой, что-то большое и цветное. Это была одна из наших девочек лет семи – она залезла под сетку и ползала там на четвереньках, а остальные, даже не видя ее, прыгали у нее в буквальном смысле на голове. Удар, еще удар, по голове, по шее, она плачет, но продолжает там ползать…

Я кинулась туда, упала на живот и по-пластунски поползла под сетку.

– Ляг! – кричу ей.

Она не слушает и продолжает ползать на четвереньках, получая новые и новые удары от прыжков по спине и по голове. Я заорала в сетку:

– Стоп! Перестаньте прыгать!

И ей – уже самым своим страшным голосом:

– ЛЯГ НА ЖИВОТ И УПОЛЗАЙ ОТСЮДА!

Девочка наконец ложится, но не уползает, продолжает, плача, возиться под сеткой. Детей сверху наконец разгоняют другие взрослые, и мы начинаем общаться.

– Ты что-то ищешь?

– Да-а-а-а-а…

– Что?

– Сережку… она упа-а-а-ала, когда я там прыгала-а-а-а…

– Какая сережка?

– Золота-а-ая, – отвечает она и рыдает.

Показывает мне ухо с сережкой: крошечный золотой цветок размером с булавочную головку, найти такой в траве, пыли и прошлогодних листьях – задача невыполнимая. Однако делать, естественно, нечего, надо хотя бы попытаться.

Кто-то из детей снова начинает прыгать у нас на голове, и я одновременно пытаюсь согнать его и прогнать бедолагу с сережкой, обещая ей, что я буду искать ее пропажу. Поиск наконец начинается в правильном ключе: один взрослый следит, чтобы никто больше не лез на сетку, а несколько других детей и взрослых ползают по земле.

Наблюдая за нами и в десятый раз пересказывая историю сережки, маленькая страдалица рыдает еще пуще. Горе ее поистине безутешно. Когда она опять вспоминает, что сережка золотая, – аж заходится от рыданий.

Мы потратили минут двадцать и нашли с десяток пуговиц, штук пять заколок, три крошечных элемента от браслета, несколько бусин и монет и даже один нательный крестик. Мы нашли другую сережку – тоже крошечную, но серебряную. Набралась целая горсть трофеев, но, увы, маленькой и единственной нужной сережки мы так и не нашли. Слава Богу, девочка к тому моменту уже успокоилась, мы созвонились с мамой, объяснили ей ситуацию, естественно, мама сказала дочке, что ничего страшного, и мы кое-как отправились домой.

Ушел из дома, боясь наказания за разбитый телефон

Увы, я это вижу регулярно – дети, которые рискуют своей жизнью ради того, ради чего ей рисковать точно не стоит, особенно им.

  • Мяч, выкатившийся на дорогу.
  • Упущенный в щель лифта мобильный телефон.
  • Случайно брошенная в камин важная бумажка.
  • Оброненная на переходе шкатулочка с мелочевкой.
  • Выпавший в окно плюшевый заяц.
  • Рассыпавшееся по рельсам содержимое портфеля.
  • Улетевшая в окно машины кепка.
  • Упавшее в воду украшение.
  • Оброненный в толпе и давке мешок со сменкой…

Этих ситуаций – десятки, сотни. И, увы, во многих из них, если рядом нет взрослого, ребенок кидается спасать свою материальную ценность, ни секунды не задумываясь о собственной безопасности.

Рискнула в поисках сережки – почему дети не знают, что их жизнь дороже любых вещей

Фото: bgm-bielefeld.de

Причин того, почему это происходит, может быть две.

Первая – ребенок не знаком с очень важным правилом безопасности: никакая вещь не стоит того, чтобы подвергать свою жизнь риску! Вторая – ребенку внушили, что материальная ценность крайне важна, и не уточнили, что она никак не важнее его собственной жизни – видимо, предполагая это по умолчанию.

Если спросить полицию и добровольцев, занимающихся поиском детей, какие основные причины ухода детей из дома, одной из первых назовут страх наказания, причем зачастую это страх наказания за испорченную или потерянную дорогую вещь: мобильный телефон, планшет, драгоценное украшение, электросамокат, брендовую одежду, дрон и так далее.

Что характерно, родители часто после того, как ребенок полез куда-то, где мог серьезно пострадать (или пострадал), или ушел из дома, боясь наказания за разбитый телефон, удивляются и возмущаются: как тебе такое могло прийти в голову, конечно, ты нам дороже всего на свете, как ты мог так рисковать из-за этой ерунды! – но, с одной стороны, ребенок не думал о риске для себя в этот момент – он очертя голову кинулся спасать дорогую вещь, а с другой – разве ему кто-то когда-то объяснил, что его жизнь дороже всего?

Вспомните в «Карлсоне» диалог снятого с крыши Малыша и его мамы, когда ребенок искренне удивлен тем, что для родителей он стоит дороже ста тысяч миллионов крон…

Подарив ребенку дорогую вещь, мысленно с ней попрощайтесь

Во-первых, объясните ребенку, что как бы ни была дорога (в денежном измерении или для него лично) вещь, его жизнь несопоставимо дороже, ведь вещь можно купить новую, а жизнь и здоровье – нет! Обсудите с ним конкретные ситуации. Поговорите о том, что надо делать, если он один дома и вдруг сработала пожарная сигнализация или появился дым – поговорите, как звонить в 112, что надо сказать, что обязательно надо назвать свое имя и фамилию, чтобы оператор не подумал, что ребенок хулиганит, а если повесят трубку – перезванивать еще и еще, что надо уметь назвать свой адрес или определить его в городе.

Объясните, что часто в таких ситуациях решение надо принимать мгновенно, и всегда оно должно быть одним и тем же: не надо искать документы и выносить планшет – жизнь дороже! И обязательно акцентируйте его внимание на том, что вы никогда не будете его ругать за утраченный в такой ситуации предмет, что даже если речь идет о чем-то, что дорого ему лично, вы непременно вместе с ним приложите максимум усилий, чтобы это восстановить, а если уж тебе это ТАК дорого, то не бери это туда, где твою драгоценность можно потерять или испортить.

Во-вторых, вручая ребенку дорогой предмет, мысленно будьте готовы к тому, что он его потеряет и испортит, просто потому что он – ребенок. И это ваш выбор взрослого – рисковать этой вещью или нет.

Безусловно, детей необходимо учить бережно относиться к вещам, но пока они научатся этому, велик риск, что они это будут портить, рвать, ломать, терять и бить. Поэтому если вы купили малышу дорогую игрушку, например, радиоуправляемую машинку – это теперь его игрушка. И если он захочет ее развинтить, чтобы посмотреть, не живет ли в моторе маленький человечек, который крутит колеса, – это его выбор, и, расплачиваясь на кассе за дорогую покупку, задайте себе вопрос: готовы ли вы потратить столько денег, зная, что очень скоро эта красивая вещь может быть сломана?

В-третьих, сами соизмеряйте ситуации и риски испортить и сломать вещь. Вряд ли стоит отправлять ребенка в турпоход с золотыми украшениями, вряд ли следует давать в садик дорогой смартфон. Вы удивились бы, если бы узнали, сколько народу это делает, причем по самым разным причинам.

Отдельная история – с теми, кого надо спасать: с другими людьми и домашними животными. Дети часто, не думая, бросаются на помощь тому, кому она нужна. Поэтому одна из причин того, что дети зимой оказываются подо льдом – собаки, которые пошли по замерзшему водоему и провалились. Дети также могут кинуться спасать и других детей. Поговорите и об этом тоже. Это тяжелый разговор, но ребенок должен понимать: есть ситуации, когда его главная помощь – срочно найти взрослых, а не лезть спасать кого-то со значительным риском для собственной жизни, причем это относится в том числе и к близким!

Научите звонить в 112, порепетируйте, поговорите, в каких случаях это следует делать. Детям это знать не обязательно, но в практике поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» есть уже не один случай трагического поиска, когда пропали сразу два ребенка: один провалился под лед, другой попытался его спасти, и не один случай, когда ребенок пошел на лед спасать собаку. Такие ситуации могут происходить не только на льду. Во всех инструкциях по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях первым пунктом стоит: оценить уровень опасности для себя и решить, помогать ли пострадавшему. Это страшный выбор даже для взрослого – что говорить о ребенке, но крайне важно приучить его к абсолютной и безусловной ценности его жизни.

Проблема с детьми в том, что чем они младше, тем чаще действуют на эмоциях, до того, как проанализируют последствия.

Поэтому важно обсуждать с детьми разные жизненные случаи, рассказывать истории из своего детства – в том числе и те, когда вы, как вы сейчас понимаете, поступили неправильно, – акцентировать их внимание на таких историях в книжках – это поможет им в похожей ситуации найти черты сходства с тем, что вы рассказывали, и не совершить ошибки, которая может дорого стоить.

Ксения Кнорре Дмитриева

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В храмах Московского патриархата приостанавливают молитвенное поминовение Константинопольского патриарха Варфоломея В Узбекистане призывают вернуться «неблагонадежных верующих», обещая не сажать их, а реабилитировать В Израиле ультра-ортодоксальная еврейка родила 20-го ребенка В Заполярье задержали двоих организаторов тайной ячейки «Свидетелей Иеговы» Вячеслав Кантор в контексте гения современности

Православная лента