Хопи — одна из значительных групп американских индейцев. В наши дни хопи живут в штате Аризона. Сохранились древние предания и даже археологические свидетельства, говорящие о том, что хопи некогда пришли в эти места, проделав долгий путь. Хопи сохранили до наших дней древние мифы и предания, несмотря на то, что в начале XX века в их рядах произошел раскол на два лагеря (традиционалисты и прогрессисты).
Для приверженцев теории палеоконтакта (визита инопланетных существ на древнюю Землю) представляет немалый интерес необычные предания этих индейцев.
Многое в жизни хопи сконцентрировано вокруг легендарных качина (кийакийапчина), существ, которые не были богами, но всегда выступали в роли посланников. Хопи почтительно называют их «высокочтимые, уважаемые Знающие». Качина были их учителями, законодателями, праведными наставниками жизни.
На вопрос ученого Джозефа Ф. Бламрича о том, откуда появились качина и как они выглядели, Белый Медведь, вождь хопи, отвечал: «Они пришли к нам из космоса. Они пришли не из нашей планетной системы, а с другой, далекой планеты… Хопи называют эту планету Тоонаотаха…».
Индейцы хопи в ритуальных костюмах, изображающих качина
Таким образом, эти качина могут оказаться особенно интересным объектом исследований с точки зрения теории палеоконтакта.
Каков возраст и какова достоверность преданий хопи, наглядно демонстрируют их танцы и обычай делать для своих детей небольшие куклы (качинтихус), изображающие этих загадочных качина. Это, пояснил вождь Белый Медведь, делается для того, чтобы дети привыкали к «Знающим».
Эти самые загадочные «Носители тайных знаний своей родины» или «Знающие с далекой звезды», которых изображают в традиционных церемониях «старейшинами, прибывшими с неба», покинули хопи, когда сочли, что поведали им достаточно информации о природе, существе и жизни человека, Вселенной и Творце, и основали свое собственное поселение — так называемое Ораиби. На этих постулатах и основаны религиозно-мировоззренческие представления хопи.
Индейцы хопи раньше часто устраивали красочные церемонии с танцами, посвященные качина, для которых индейцы надевали костюмы с масками, изображающих этих качина. Церемонии проводятся и сейчас, но они стали уже не такими массовыми и яркими.
Мифы о качина буквально пронизывают собой весь мир представлений хопи (а также группы племен зуни), представлений как повседневного, так и сакрального плана. Образы качина тесно связаны с наиболее ранними преданиями о мироздании, об их происхождении, странствиях и передаче знаний.
Качина изображались в виде фигурок (деревянные куклы), графически (наскальные рисунки), а также опосредованно — через костюмы и маски. Каждая из таких масок может рассматриваться как отображение и «сокращенный вариант» образа богоподобного существа, то есть объекты, явно имевшие реальный прототип, своего рода «модель».
Объемная или графическая передача информации, которая пластическими средствами как бы подтверждает достоверность устных преданий, важна в той мере, в какой она — не надо забывать, что народ хопи не имел письменности — могла быть куда устойчивей, чем произнесенное и забытое слово.
Танцы в костюмах качина
Поскольку хопи не обладали хотя бы примитивной письменностью, у них существовали старцы-сказители (хопи чрезвычайно высоко ценили таких старцев), обладавшие хорошей памятью, имевшие беспримерную культурную важность для общины.
«В их мозгах хранилось все, что удалось собрать и запомнить в бесписьменные времена; причем у них не было ни архивирования, ни системы справок и поиска. Смерть одного из таких старцев была равнозначна гибели целой городской библиотеки: многие ценнейшие массивы информации оказались безвозвратно утраченными…»
В форме кукол, изображающих качина, образ как бы сливается воедино со словом-воспоминанием, в результате чего создается новое измерение стабильности и точности. Эти куклы воспроизводят образы в своеобразных шлемах (здесь следует подчеркнуть аспект, сближающий их со скафандром астронавтов) с рожками, напоминающими антенны. Эта символика явно указывает на Вселенную и другие планеты.
Куклы хопи
Кроме того, древние наскальные рисунки изображают овальные и круглые приборы качина, так называемые «летающие щиты», с помощью которых они могли свободно парить над сушей и водоемами, подниматься за облака и возвращаться домой, на свою родную планету. (Эти рисунки можно сравнить с современными описаниями НЛО, на чем особенно настаивают религиозные лидеры хопи.)