В Беларуси младенец погиб после введения вакцины. Поднявшаяся волна «антипрививочной» паники уже докатилась до России. Как в реакции на эту трагедию проявились двойные стандарты противников вакцинации и почему нельзя отказываться от прививок, рассказывает педиатр Сергей Бутрий.
В Республике Беларусь большая трагедия: на введение вакцины «Эупента» (цельноклеточная АКДС + гепатит В + ХИБ) младенец выдал анафилактическую реакцию и погиб, несмотря на правильно оказанные реанимационные мероприятия.
Родителей и медиков уже вторую неделю лихорадит от этой горькой истории, у СМИ (особенно желтых) горячий сезон – они жадно ловят хайп, в соцсетях слышно очень много упреков и проклятий в сторону вакцин, врачей и Минздрава. Я специально не комментировал эту историю раньше, до первых результатов расследования и официальных заявлений Минздрава. Сегодня увидел эти заявления, они очень честные, такие, какими они и должны быть в этой ужасной ситуации.
Все началось с этой публикации. Дальше подключились жадные до скандалов СМИ, провели дешевое “расследование”, изо всех сил подогревая истерику и панику, греясь на этом пожаре. Чего стоит один только этот заголовок “Коррупция Минздрава: как из белорусских детей сделали испытательный полигон” (остальные подобные статьи приводить не буду, для иллюстрации достаточно одной).
Даже те СМИ, которые, кажется, не планировали педалировать истерику открыто, при освещении этой ситуации пользуются очень скользкими формулировками (то ли специально, то ли по глупости), подливая масла в огонь. Например, вот здесь рассказывают, что чиновники Минздрава “извинились” перед родителями малыша – что, разумеется, немедленно вызвало шквал комментов “засуньтесебевж***извинения”. Но они не извинялись, а принесли соболезнования – неужели так трудно заметить разницу? Это вполне уместно, хотя, разумеется, мало что меняет для убитых горем родителей. В этой статье также интересны комментарии про брак в российской АКДС (видимо, речь об этом) и комментарии официального представителя ВОЗ в Беларуси.
Вообще, реакция завода-изготовителя «Эупенты» (приехали в РБ, открыты для изучения всех деталей и исправления технологических ошибок, если они будут найдены) и Минздрава (проводят прозрачное расследование, пресс-конференции, приостановили использование вакцины на всей территории РБ до конца расследования, подробно объясняют, чем грозила полная остановка вакцинной кампании из-за дефицита российских препаратов, почему стала закупаться корейская вакцина и т.д.) кажется мне очень достойной и вызывает уважение. После циничных заявлений российского министра о семи детях на всю страну, нуждающихся в ректальном диазепаме – я не уверен, что, случись такая трагедия в России, наши медицинские чиновники смогли бы действовать так же профессионально и этично. Мне кажется, в России предпочли бы сделать крайним медика, вводившего вакцину, как это ни прискорбно (именно под страхом таких репрессий педиатры в России так часто дают ложные медотводы).
…Волна паники уже докатилась до России, на антипрививочных интернет-тусовках уже начался шабаш ведьм и ядовитые злорадные комментарии в адрес вакцинаторов. И мне всегда интересно, где были эти люди со своими острыми языками, когда дети погибали от коклюша? Где были журналисты со своими разгромными расследованиями, когда в смерти ребенка были виноваты родители, а не врачи? Вот, например, семья, не прививавшая ни одного ребенка, столкнувшись с коклюшем, потеряла своего новорожденного. Почему такие скудные формулировки? Типа от болезни детям можно умирать, ничего особенного? Это неинтересно толпе, на этом хайп не поднять?
Дети попадают в реанимации и инфекционные отделения из-за коклюша сотнями и тысячами ежегодно, некоторые умирают от него. В странах бывшего СССР заболеваемость коклюшем в последние годы только растет, и лишь благодаря вакцинации удается сдерживать масштаб проблемы. Почему желтые СМИ и антиваксеры помалкивают об этом?
Более того, недавно один из медицинских профессоров, преподаватель медвуза (!) и по совместительству антипрививочник (!!!) дал интервью «Снобу», где сказал, что 37 смертей от кори, цитирую, – это “несопоставимо мало с тем количеством людей, которые уходят из жизни ежегодно”.
То есть умирать от диких инфекций – нормально, это допустимые жертвы, это не пошатнет наши антипрививочные взгляды, мытутнипричем; а умирать от прививки – повод запретить вакцинацию вообще? Это ли не двойные стандарты?
Вакцинация спасает множество детей от смерти, осложнений и тяжелого течения коклюша. Кто забыл, как течет коклюш – напомню.
Любая вакцина несет в себе риск жизнеугрожающих анафилаксий, он составляет приблизительно один случай на миллион привитых. Однако риск погибнуть от управляемой инфекции – гораздо выше. Этот выбор очень труден, но мы обязаны сделать его правильно.
Случившееся ужасно. Я искренне соболезную семье из Белоруссии, потерявшей ребенка от вакцины. И я также искренне соболезную семье из Львовской области, потерявшей ребенка от дикого коклюша. Врачи не фанатики, у них есть сердце, и они не пляшут на костях детей и не злорадствуют детским смертям, даже если причиной тому – роковые заблуждения родителей.
Но эта трагедия не должна бросать тень на вакцинацию вообще и на цельноклеточную АКДС в частности. Польза прививок несоизмеримо выше вреда от таких непредотвратимых трагедий, как бы это ни прозвучало. Без прививок родители будут терять детей гораздо чаще, и риторика про “несопоставимо мало с тем количеством людей, которые уходят из жизни ежегодно” вряд ли сможет их утешить.
То, что вы, родители, много слышите о вреде вакцин и мало слышите об их пользе – имеет вполне очевидные объяснения.
И не последнюю роль в этом искажении играют истеричные лидеры антипрививочного движения и жадные до скандалов и хайпа СМИ.
Не теряйте голову, дорогие родители. Доверяйте своему врачу и своевременно вакцинируйте своих детей.
Источник