Мы размениваемся на бизнес в отношениях с Богом

05.08.2018 8:03 2

Мы размениваемся на бизнес в отношениях с Богом

5 августа – неделя 10-я по Пятидесятнице. О читаемом сегодня в храмах Евангелии – протоиерей Александр Абрамов в своей книге «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея».

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

Мф. 17: 14—23

Сейчас идет череда воскресных Евангелий, в которых мы слышим повествование о, так сказать, рядовых чудесах Христа. Действительно, дело происходит не в Иерусалиме, Христос не идет на распятие, стены не сотрясаются, гробы не отверзаются. Очередной больной. Очередной недужный. Сколько их на страницах Евангелия проходит перед учениками и Спасителем.

Вот опять приводят больного. И ученики этого человека исцелить не смогли. И — редкость на страницах Евангелия — мы застаем Христа возмущенным, явно и открыто взволнованным, не считающим нужным скрыть это волнение. Он восклицает: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?

Мы относимся к этому вопрошанию как к риторическому. Спаситель сказал так, но потом больного исцелил, а ученикам все объяснил. Что объяснил? Что род бесовский не выходит иначе, кроме как молитвой и постом. Нам все ясно: это Христос понарошку рассердился, чтобы привлечь внимание учеников. И это совершенно не так.

Вопрос, заданный Спасителем, вот уже третье тысячелетие не находит ответа у христиан. А действительно, сколько еще Христос будет с нами? Сколько еще потерпит нас? А самое главное, из этих двух вопросов неизбежно вытекает следующий: а почему мы таковы, что нас надо терпеть? Что нас сближает со Христом? Что нас с Ним соединяет? Образ и подобие Божие, о котором мы вспоминаем только в храме?

Ученики спрашивают, почему у них не получилось исцелить. Вот он, казус. Больной, судя по всему, не так уж тяжел. Бывало, и намного более запущенные случаи исцелял Христос. Он им неожиданно говорит: «За ваше неверие». Всего, чего угодно, можно ожидать: вы недостаточно тщательны, вы невнимательны, не идете за Мной, о своем много думаете. А Он говорит о неверии. Неверие Он находит у тех людей, кто к Нему ближе всех остальных. И если не они, то кто окажется в состоянии лучше поверить?

Так вот, терпит Христос нас, пока в нас есть хотя бы малое зерно сродства с Ним. Он нас терпит как Своих, как родных, как членов Своей семьи. Мы все-таки близки Ему по духовной крови. Этим и страшна наша всегдашняя попытка наладить с Богом деловые отношения. Он к нам относится как Своим домашним, а мы Ему: ну ладно, о вере мы поговорим позже, сейчас перед нами стоят гораздо более важные проблемы — заработка, домашнего неустройства, карьеры. Давай, Господи, об этом сейчас поговорим.

Что мы делаем в этом случае? Мы размениваемся на бизнес в отношениях с Богом. А духовную жизнь, живую и требовательную ко Христу, подменяем чтением и вычитыванием. Сколько раз я слышал от людей: мне не удается читать внимательно утренние и вечерние молитвы, я их не понимаю, мне скучно.

Так почему же вы не взорветесь? Почему вы не скажете — Богу в первую очередь: «Господи, ничего я не понимаю, не хочу я это читать»! Почему вы это читаете? Кому нужно это послушание? Послушание ли это вообще? Не есть ли это просто признак безразличия ко Христу?

Есть люди, которые скажут: вот есть мое правило, и я им счастлив, я в него погружаюсь и в нем нахожу и богообщение, и радость сердцу. Но таких людей единицы, я сейчас не о них говорю. В большинстве своем мы равнодушны к самому главному. Мы не говорим с Богом о нашей душе. Не вопрошаем Его об этом и не слушаем, что Он говорит нам.

Душа несводима к обряду, к исполнению ритуала. Душу не вытащишь из тины только утренним и вечерним правилом, сухой праведностью. Что, всего этого не было у учеников? У них, естественно, еще не было утреннего и вечернего правила в нашем понимании, но какое-то правило, несомненно, имелось. Кроме того, Христос был рядом с ними. Всегда. Каждый день и час. И даже в этой ситуации — неверие. Неверие, проявившееся в том, что они не смогли исцелить больного. Он для них был внешний, чужой. Еще один посетитель в большой очереди в поликлинике.

Пока для нас внешний человек останется посторонним — по ту сторону от нас, — то наша ортодоксия, православие останется по ту сторону от Бога, что бы мы себе об этом ни говорили. Никто не просит нас здесь и сейчас поднять со одра болящего. Господь видит и знает наши силы. Но Он также знает, что их гораздо больше, чем мы думаем. Что мы в состоянии быть людьми нужными. Нужными Церкви, нужными своим близким и дальним. Нужными, несмотря на то что мы так любим тратить свои способности и время впустую. Нужными Христу — как дети, а не те чужие и пришлые, кого надо терпеть.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

На реставрацию Новодевичьего монастыря из бюджета выделяют два миллиарда рублей Патриарший экзарх всея Беларуси призвал верующих "голосовать ногами" против "Матильды" Изготовление надгробных памятников в Москве Сирия обвинила Израиль в похищении ценных артефактов из синагоги, основанной пророком Илией Американца оштрафовали за попытку провезти в Россию комиксы для пастыря

Православная лента