Смартфоны создали новый стиль родительства - мы присутствуем с детьми физически и при этом отсутствуем эмоционально. Автор The Atlantic Эрика Кристакис рассказывает, как постоянное частичное внимание от родителей вредит развитию наших детей.
Сегодня со смартфонами связано море негатива – автомобильные аварии, проблемы со сном, потеря сочувствия, проблемы в отношениях. Легче рассказать сколько от них вреда, чем найти пользу. Критика электронных девайсов в обществе достигла пика.
Тем не менее, согласно новым исследованиям, ключевая проблема в другом. Да, это касается развития детей, но это не то, о чем вы подумали. Следует гораздо больше беспокоиться об одержимости девайсами родителей, чем детей.
Да, родители сейчас остаются с детьми намного больше, чем когда бы то ни было. Несмотря на резкое увеличение процента работающих женщин, сегодня матери проводят с детьми гораздо больше времени, чем в 1960-е годы.
Но взаимодействие между родителем и ребенком становится все более некачественным, даже суррогатным. Родители физически присутствуют в жизни своих детей, но отсутствуют эмоционально. Я не осуждаю родителей. Мои собственные, уже взрослые дети, любят шутить, что они бы не выжили в младенчестве, если бы 25 лет назад у меня был смартфон.
Конечно, говоря о том, что увлечение родителей телефонами – недооцененная проблема, не следует сбрасывать со счетов и прямые риски, связанные с влиянием телефонов на детей: многие исследования говорят о том, что определенные виды контента наносят вред мозгу ребенка. Сегодня дошкольники проводят более четырех часов в день перед экраном. И начиная с 1970 года, средний возраст ежедневного «общения с экраном» сократился с 4 лет до 4 месяцев.
Некоторые новейшие интерактивные игры, в которые дети играют на телефонах или планшетах, более безопасны, чем просмотр телевизора (или YouTube), поскольку они лучше имитируют естественное игровое поведение детей. И, конечно, многие взрослые сами до одурения впадали в детство, окунаясь в виртуальный мир. Тем не менее, все понимают, что время, проведенное у экрана, – это время упущенных возможностей для активного познания мира и построения отношений с людьми.
И все же, уделяя внимание влиянию экранов на детей, о родителях, как правило, забывают. Эксперт по технологиям Линда Стоун более 20 лет назад заявила, что родители страдают «непрерывным частичным вниманием».
Это состояние вредит не только нам, утверждала Стоун, оно вредит нашим детям. Новый стиль взаимодействия прерывает древнюю эмоциональную связь, отличительной чертой которой является отзывчивое общение – основа познания мира. Мы на неизведанной территории.
Специалисты по развитию ребенка по-разному называют двоичную сигнальную систему между взрослым и ребенком, влияющую на формирование мозга. Психологи Кэти Хирш-Пасек и Роберта Мичник Голинкофф называют ее «диалоговый дуэт».
Разговорная схема, которую родители используют во время общения с детьми, отличается более высоким тоном голоса, упрощенной грамматикой и преувеличенным энтузиазмом. Это общение кажется со стороны приторным, но младенцам оно необходимо. Согласно одному исследованию, годовалые дети, с которыми родители разговаривали в таком эмоциональном стиле, в два года знали в два раза больше слов, чем дети, не получающие такого общения.
Развитие ребенка требует живой связи, именно поэтому в одном эксперименте девятимесячные дети, несколько часов слушающие китайские слова от живого человека, смогли воспроизвести определенные фонетические элементы языка, в то время как другая группа детей, слушавшая точно такие же слова через видео, не смогла.
По словам Хирш-Пасек, все больше исследований подтверждают важность общения. «Язык – единственный и лучший показатель успеваемости в школе, – сказала она мне, – а ключ к хорошим языковым навыкам – общение между маленькими детьми и взрослыми».
Поэтому возникает проблема, когда эмоционально-резонансная информационная система взрослый-ребенок, столь необходимая для раннего развития, прерывается. «Дети не могут учиться, когда мы прерываем беседу из-за телефонного звонка или текста, появившегося на экране»,- говорит Хирш-Пасек.
Фото: sethealth.ru
В начале 2010-х годов исследователи из Бостона тайком вели наблюдение, как 55 нянь обедали с одним или несколькими детьми в ресторанах быстрого обслуживания. 40 взрослых были в разной степени поглощены своими телефонами, некоторые почти полностью игнорировали детей (исследователи заметили, что переписка и прокручивание ленты больше поглощали внимание взрослых, чем телефонные разговоры). Неудивительно, что многие дети старались привлечь к себе внимание.
Еще один тщательно разработанный эксперимент, проведенный в Филадельфии Хирш-Пасеком, Голинкоффом и Джессой Рид, проверил влияние мобильного телефона на изучение слов с детьми.
Тридцать восемь матерей и их двухлетние дети были помещены в одну комнату. Матерям сказали, что они должны разучить с детьми два новых слова. Затем одной группе матерей исследователи позвонили, прервав занятие, и дети этих матерей слова не выучили, в отличие от той группы, где занятия не были прерваны звонком телефона. Что интересно, исследователям пришлось исключить из анализа семь матерей, которые просто не отвечали на телефон. Молодцы, что я могу сказать!
Сбалансировать потребности взрослых и детей всегда было нелегко, а тем более нелегко сбалансировать их желания, и наивно полагать, что дети могут быть непоколебимым центром родительского внимания.
Родители всегда позволяли малышам временами развлекать себя самим – «вариться в собственном котле» или просто возиться в манеже. В некотором отношении телефон для детей 21-го века, – тот же самый «мамин помощник», попытка чем-то занять детей. Когда родителям не хватает манежей, настоящих или метафорических, хаос приближается.
Когда родители где-то не уследили за ребенком – это не катастрофа, но хроническое невнимание – совсем другая история. Использование смартфонов выявило знаковый признак зависимости: взрослые становятся раздражительными, когда их отрывают от телефона; они не только пропускают эмоциональные сигналы, но и неправильно их «читают».
Погруженный в телефон родитель, быстрее раздражается, считая, что ребенок пытается манипулировать, хотя на самом деле тот просто хочет внимания. Короткие, запланированные разлуки, конечно, безвредны, даже полезны как для родителей, так и для детей (особенно, когда дети становятся старше и хотят большей независимости).
Но совсем другое дело – пренебрежение, когда родитель находится рядом с ребенком, но общается не с ним, а с телефоном, будто ребенок менее ценен, чем емейл.
Когда мама говорит детям пойти поиграть, а отец говорит, что ему нужно сосредоточиться на работе, это вполне разумные реалии взрослой жизни. Но сегодня, кажется, мы имеем дело с наихудшей моделью воспитания, которую только можно себе представить – мы физически присутствуем рядом с детьми, тем самым блокируя детскую независимость, но при этом практически отсутствуем эмоционально.
Решить эту проблему будет нелегко, особенно учитывая то, что она усугубляется резкими изменениями в образовании. Все больше маленьких детей (больше, чем когда-либо) посещают детские сады, а согласно последним тенденциям в дошкольном образовании, урок – это заранее запланированный, скучный сценарий, состоящий из одностороннего монолога учителя. В таких условиях у детей мало возможностей для спонтанного общения.
Хорошая новость заключается в том, что маленькие дети уже готовы к тому, что им придется добиваться внимания взрослых – наверняка многие из вас уже чувствовали на своем лице маленькие, пухлые пальчики, буквально поворачивающее вашу голову от телефона.
Маленькие дети будут делать все, чтобы отвлечь внимание взрослого, и, если мы не изменим наше поведение, они попытаются сделать это за нас; вам еще предстоит выслушать немало истерик от ваших взрослеющих детишек. Но со временем дети могут сдаться. Для танго нужны двое. Правда в том, что мы не знаем, как сильно наши дети пострадают, если мы перестанем уделять им внимание.
Фото: rebenok.by
Конечно, взрослые тоже страдают от сложившейся ситуации. Многие так построили свою жизнь, что они «всегда на связи» – всегда на работе, всегда с детьми, всегда доступны для мужа, родителей и тех, кому они могут понадобиться, плюс ко всему все время в курсе последних новостей. Они застряли в цифровом эквиваленте беличьего колеса.
Конечно, им легче переключить всю тревогу на телефон в руках ребенка, чем попытаться наладить собственную жизнь. Я хорошо понимаю, что происходит. Я не только мать и приемный родитель, я еще и хозяйка старой, толстой таксы. Зная, что она страдает от избыточного веса, я скорее предпочту зацикливаться на подсчете калорий в еде моей собаки, ограничивая ее противной диетой, чем перестрою свой собственный режим питания и откажусь (не дай Бог) от моей утренней булочки с корицей. С психологической точки зрения, это классический случай проекции – оборонительное приписывание своих недостатков другим людям.
Если мы сможем взять под контроль нашу цифровую зависимость, мы обнаружим, что можем сделать гораздо больше для наших детей при минимуме усилий, и совершенно независимо от количества часов, которые мы посвящаем им.
Родители должны сами позволить себе вырваться из удушающего капкана и перестать стараться «быть всем для всех». Вы можете посадить своего малыша в манеж или перестать играть с детьми в футбол, если вам это не нравится. С вашим ребенком все будет хорошо. Но когда вы рядом со своим ребенком, отложите этот проклятый телефон.
Источник
Перевод Марии Строгановой