Это древнее Евангелие представляет нам совершенно иную трактовку событий последних дней жизни Иисуса и ставит под сомнение правдивость традиционного портрета Иуды Искариота. Способны ли ветхие страницы древнего манускрипта реабилитировать этого человека в глазах всего христианского мира?
Открытием Евангелия от Иуды наука обязана простому египетскому крестьянину, который, копаясь в земле, случайно наткнулся на каменный ларец. Песок и засуха помогли древним документам пережить 16 столетий.
Манускрипт попал к египетскому антиквару. Сколько заплатил за находку бизнесмен, сведений нет, а вот продать исторические документы он попытался уже за три миллиона долларов. Непомерная по тем временам цена потенциальных покупателей не устроила, но слухи о Евангелии начали распространяться. Раритет исчез с чёрного рынка на несколько лет.
Лишь в 1991 году египетский антиквар передал его одному из коллекционеров, оставив в ячейке нью-йорского банка.
Предварительно ознакомиться с текстом и тайно сфотографировать древнюю рукопись удалось американскому учёному Чарльзу Хедрику.
Он даже сумел уговорить некоего норвежского миллионера выкупить документ, но в назначенный день встреча не состоялась. Рукопись вновь оказалась на рынке. Дело решил голландец Михель Ван Ризн. Искусствовед с весьма подозрительной репутацией, находящийся в розыске по ордеру Интерпола, Ризн охотился за торговцами контрабандным антиквариатом, выполняя задания как ФБР, так и Скотленд-Ярда. Благодаря ему таинственное Евангелие при финансовой поддержке Национального географического общества США оказалось в руках Фонда сохранения древнего искусства.
Манускрипт состоит из 62 листов ветхого папируса, обёрнутых в кожу. Его подлинность установлена с использованием пяти различных методов, включая радиоуглеродное датирование, анализ чернил и спектральный анализ. Предварительно пришлось очистить манускрипт от грязи и склеить тысячу разрозненных кусочков. Текст на скала — диалекте древнего коптского языка — оказался под силу немногим. Над ним трудились самые авторитетные коптологи. Потребовались усилия папирологов и реставраторов из разных стран, чтобы по крайней мере 70 процентов уникального памятника раннего христианства оказались пригодными для прочтения и перевода. Работа над манускриптом велась в полной тайне. И теперь, впервые за долгие годы, Евангелие от Иуды можно прочитать.
В тексте по-иному, нежели в четырёх канонических Евангелиях, трактуется образ Иуды — он предаёт Иисуса не из алчности или злобы, а якобы по воле и указанию самого Христа, помогая Учителю принести жертву во искупление человеческих грехов. Тот якобы убедил Иуду, что только через своё распятие и крёстные страдания мог отрешиться от всего человеческого, проявить свою божественную сущность и искупить все людские грехи. Более того, Иуда, сообщается в документе далее, лучше, чем кто бы то ни было, понимал истинное предназначение Христа, а потому именно его Сын Божий выбрал из всех своих учеников-апостолов для особой миссии. Ключевым моментом документа является приписываемая Христу фраза, в которой он подтверждает избранность Иуды: «Ты превзойдёшь всех прочих, ибо именно тебе предназначено принести в жертву человека, в бренное тело которого я заключён». Таким образом, Христос говорит о своём желании, чтобы его освобождение из человеческого тела совершил не враг, а друг.
Из Евангелия выяснилось также, что Иуда поцеловал Христа в момент, когда привёл к нему воинов, чтобы всё-таки показать потомкам чистоту своих намерений и любовь к Иисусу. В этом тексте нет ни слова о крёстной муке, распятии и воскресении Христа, который возвещал об этом, как свидетельствуют канонические Евангелия, своим ученикам, зато здесь вдруг возникает «светоносное облако», в которое входит Иуда. Всё завершается сообщением о том, что Иуда «получил деньги».
Таким образом, как явствует из текста манускрипта. Иуда оказывается центральной фигурой и главным героем этой «священной истории», поставленной по «сценарию Иисуса». Происходит нечто вроде рокировки с Учителем, которого сей «верный ученик» «спасает», освобождая его дух из плена материи, из тюрьмы плоти. Теперь он сам делается главным посвящённым в «тайны царствия», оборачивая своё своекорыстное предательство в жертвенный подвиг служения и добровольно принимая на себя бремя многовекового проклятия человечества, коснеющего в невежестве. Кроме того, манускрипт умалчивает о воскресении Спасителя.
Казалось бы, ждущий от науки понятных ему сенсаций обыватель этим вполне удовлетворится — соблюдены все каноны исторического детектива: тайная рукопись с романтической историей, «подлинные» сведения о Христе, скрываемые Церковью, оболганный герой, справедливость по отношению к которому пришла пора восстановить. Может ли эта находка пошатнуть христианский мир?
На самом деле, восстановленные фрагменты папируса представляют собой гностический текст (это тексты, созданные на основе Ветхого завета), о котором Церковь знала ещё на заре христианства и который отвергла как апокрифический (не вошедший в библейские каноны). Гностики — одно из направлений христианского учения, приверженцы которого считали, что прийти к спасению можно лишь через тайные откровения, поведанные Христом ближайшему кругу избранных. Только обладая этими знаниями, считали гностики, «человек может освободиться из темницы своего материального тела и вернуться в настоящий, духовный мир, которому он когда-то принадлежал».
В течение первого столетия после смерти Христа Иерусалим был местом мощного религиозного брожения: иудаизм, римские культы и христианские группы — все соревнуются в борьбе за последователей. Но одна религия уже готова вырваться вперёд — христианство. Этот период раннего христианства не был таким, как его представляют большинство людей. Библии ещё не существовало. Вместо неё от одного христианина к другому устно передавались различные версии истории Христа.
В конце концов эти истории были записаны как Евангелия, но не раньше чем через 30-60 лет после смерти Христа. И сегодня большинство учёных считают, что Матфей, Марк, Лука и Иоанн умерли задолго до того, как были написаны их Евангелия. Есть ещё один странный поворот в этой истории веры раннего христианства: существовало не четыре Евангелия, а более 30. В течение первых 200 лет после смерти Христа циркулировали буквально десятки различных и иногда противоречащих друг другу версий о его жизни и посланиях. Одной из таких версий и было Евангелие от Иуды. Отцы раннехристианской церкви боролись против гностиков. Поэтому они отвергли Евангелие от Иуды вместе с тридцатью текстами гностиков, не включив их в Новый Завет.
Обнаружение евангельских сказаний, не вошедших в Новый Завет, — явление отнюдь не единичное. 4 октября 1946 года из египетского Департамента древностей в каирский Коптский музей поступил первый из 13 манускриптов библиотеки Наг-Хаммади, годом ранее обнаруженной крестьянином в 80 километрах от Луксора. Орудуя мотыгой, феллах наткнулся на запечатанный кувшин из красной глины. Он расколол сосуд и нашёл в нём груду папирусов форматом 25×15 сантиметров.
Местный христианский священник, увидев, что перед ним древние книги на коптском языке, купил одну из них за 250 фунтов. Именно этот 70-страничный кодекс и поступил в музей, а французский египтолог Жан Дорес опознал в нём сборник переводов Нового Завета, сделанных в IV веке, среди которых — ранее неизвестное Евангелие от Фомы, единственный полный текст Евангелия от Филиппа, апокрифы Апокалипсиса и Деяний апостолов.
Открытие произвело эффект разорвавшейся бомбы в сообществе историков и теологов. Это собрание общим объёмом около 1200 страниц в настоящее время хранится в Коптском музее в Каире. Сегодня горячая полемика вокруг древних текстов всё ещё не прекращается, а их анализ продолжает вызывать ожесточённые споры среди учёных.
Источник: ufospace.net