Научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Катерина Поливанова рассказала в интервью iq.hse.ru, как поменялось детство в современном мире. “Правмир” собрал самое интересное.
1) Детство современных детей отличается от детства их родителей
Детство изменилось – дошкольники и подростки растут в малопонятных взрослым реалиях. Современные дети меньше общаются с родителями. Взрослые гораздо хуже, чем родители предшествующих поколений, осведомлены о том, что делают их дети. На бытовом и профессиональном уровне мы все чаще признаем существенное отличие знаний и опыта современных детей от знаний и опыта их матерей и отцов.
2) Для современных детей взрослость – не ценность
Во-вторых, выяснилось, что ценность взрослости для детей не абсолютна. <…> В статье «Взросление пятиклассников: 1960-е vs 2010-е» мы полемизировали с нашими предшественниками, исследователями детства, которые 60 лет назад считали аксиомой желание детей стать взрослыми. Мы выяснили, что современные дети с некоторым скепсисом смотрят на взрослость, ответственность. Нередко они недоумевают: ради чего, собственно, надо взрослеть? На наш взгляд, для детей происходит размывание ценности взросления.
3) Нет единого трека взросления
Во многих сферах жизни происходит индивидуализация. Открылось много разных способов проживать жизнь. Есть и экономическое объяснение этого феномена. Если тебя кормят и обеспечивают, если не стоит вопрос выживания и нет острой экономической необходимости работать, то можно позволить себе долго не отделяться от родителей. В советские времена человек мог десять лет копить деньги на пальто. А сейчас все самое необходимое у него есть. Актуален другой вопрос: как повысить качество жизни.
Но хочу подчеркнуть, что я категорически против оценок и безапелляционных суждений типа: «Молодые люди стали инфантильны», «не хотят рожать», «детство продолжается до 30 лет». Ситуация гораздо сложнее и мозаичнее.
<…> Мы увидели большую диверсификацию, множество моделей взросления. Эти процессы уже меньше подводятся под общий знаменатель. Так, возможна гетерохронность (разновременность) наступления подросткового возраста.
4) Воспитание воспринимается как работа, требующая специальных навыков
Для родителей (прежде всего в больших городах) очень важна уверенность в том, что они правильно выполняют свои обязанности по воспитанию и уходу за детьми, то есть родительская самоэффективность. В этом смысле происходит профессионализация родительства. В обществе воспитание детей все чаще воспринимается как работа, требующая специальных знаний и психологических навыков. Поэтому родители активно занимаются самообразованием.
Учиться на специальных курсах чаще идут те родители, кто уже в теме – пользуется какими-то источниками информации о детях (книгами, телепередачами, статьями, форумами для мам и пап).
5) Опыт бабушек больше не востребован
Современные родители часто скептически относятся к помощи старших родственников в воспитании детей. Между теми моделями воспитания, которые предлагают бабушки и мамы, возникла пропасть. Многие современные матери с высоким уровнем психологической грамотности живут с сознанием того, что родители виноваты во многих их проблемах, так как воспитывали их неправильно. Допустить бабушку до воспитания внука для них означает подвергнуть его опасности переживания этого же «патологизирующего» воспитания.
6) Кружки и секции заменили дворовую жизнь
Предыдущие поколения детей находили себе занятия, когда сидели дома одни и были свободны. Они могли почитать, порисовать, сходить в кино и пр. Была насыщенная дворовая жизнь, были формы занятости, в которых родители могли не участвовать. А сегодня дети, когда у них образуется свободное время, не знают, чем им заняться. Как я уже говорила, дворовой жизни почти нет. Вряд ли ребенок сядет за книгу. Скорее всего, он возьмет телефон или планшет. Но такую «экранную» деятельность родители стараются ограничивать. Поэтому они ищут формы занятости, приятные и, в то же время, не вредные. Сегодняшние матери и отцы готовы вкладывать время и деньги в детский досуг. И чем богаче семейные ресурсы, тем больше родители выделяют средств на развитие детей. Поэтому современные дети очень заняты. У них мало личного времени.
7) Граница между взрослыми и детьми стирается
В чем вообще различие между детьми и взрослыми? Считается, что зрелые люди – это те, кому опека уже не нужна, кто действует самостоятельно. Но сейчас ситуация во многом изменилась. Раньше самоопределение происходило в молодости: люди получали образование, начинали работать. Образование было периодом подготовки к взрослой жизни. Сейчас оно во многом перестало быть такой подготовкой. Мы не знаем, что будет востребовано в будущем. Даже взрослые люди приходят учиться вновь.
С другой стороны, есть, например, юные видеоблогеры, которые неплохо зарабатывают в социальных сетях. В то же время, есть lifelong learning. Даже в «серебряном возрасте» люди продолжают учиться, повышают квалификацию, а порой – меняют профессию. Подготовка и функционирование смешались. Мне кажется условным само деление на поколения, на взрослых и детей.