Онколог Илья Фоминцев - о том, как победить канцерофобию и почему у нас не лечат опухолевый синдром.
Что люди на самом деле имеют в виду, когда говорят, что боятся рака? У меня, кажется, есть ответ:
Э, но как же так? Ведь все говорят, что рак это болезнь пожилых, да и он очень неплохо лечится. Чего ж они тогда боятся? Ни о какой неизбежности приговора нынче, говорят, не идет и речи, боль и страдания научились лечить, да и вообще все это ждет человека в основном за 65 лет, да и то совсем не всех. И ведь это все чистая правда – так все и есть.
Если посмотреть на список страхов, то получается, что люди боятся тех относительно немногих случаев, когда рак стартует в возрасте 30-40 лет, а такой рак очень агрессивен и там действительно не очень-то хорошие результаты лечения. Именно об этих случаях все говорят, именно эти случаи приводят в пример. Так формируется общественная канцерофобия.
А если я вам скажу, что значительная доля таких случаев скорее всего результат мутации, притом чаще всего унаследованной мутации? Это называется опухолевый синдром. Да, в общей структуре заболеваемости опухолевые синдромы составляют не более 10%, но если взять не всех, а 1000 заболевших в возрасте до 50 лет там их будет вовсе не 100 человек, а гораздо-гораздо больше. Не знаю сходу точных цифр, но оценочно около 50%, если не больше.
То есть общество боится не просто рака. Общество в сущности боится опухолевых синдромов, которые вызывают рак. Убери их из картины заболеваемости и страх в обществе исчезнет. Останутся опухоли которые отлично лечатся и которые возникают в возрасте за 65-70.
Сейчас известно около 50 генов, поломка которых может фатально увеличивать риск рака. Та самая Анджелина Джоли страдает одним из самых известных синдромов – HBOC (hereditary breast&ovarian cancer), но есть еще много других видов.
А что у нас в стране делают с этим? Внезапно практически НИЧЕГО! То есть можно сказать, что вовсе ничего, если не брать федеральные центры, где такие больные естественным образом концентрируются.
А ведь с этим можно очень даже отлично работать – снизить смертность в этой группе самое милое дело!
Что, собственно я и намерен начать делать. В ближайшее время мы будем разрабатывать какой-то проект в фонде профилактики рака, направленный против опухолевых синдромов, чтобы решить хотя бы какие-то из перечисленных проблем.
Вариантов море, жаль только, что не на все варианты можно собрать средства. Но будет интересно. Следите за обновлениями. Мы эту тему в ближайший год поднимем в топ. Пора.
Источник – Фейсбук Ильи Фоминцева