Петров пост – зачем он нужен среди лета

03.06.2018 7:32 9

Петров пост – зачем он нужен среди лета

Из года в год накануне и во время Петрова поста православные христиане ведут ожесточенный спор: а нужен ли он вообще? Ведь исторически пост после Пятидесятницы держали только те, кто не соблюдали Великий пост. С другой стороны, Церковь же по каким-то причинам его усвоила - стоит ли менять то, что с такой любовью было принято поколениями до нас?

Дискуссия эта столь же бесконечна, сколь и бесполезна, потому что все останутся, как говорится, при своем. А самое главное – никаких реформ в этом отношении Церковь проводить, очевидно, не собирается, так что в наших православных календарях числа после Дня Всех святых и до 11 июля включительно будут помечены строгим: «День постный».

Но пусть голодные братья и сестры не спешат тяжело вздыхать. Пост – это не только и не столько изменение рациона питания. Тоже, вроде бы, тысячу раз высказанная истина, но именно «неаскетичный» (лето, зелень, первые ягоды, да еще и рыбу можно – ну какая тут аскетика, просто легкое снижение холестерина) Апостольский пост может стать отличным упражнением для ее усвоения. Тем более – в его связи с давно прошедшим Великим постом. Хотя на первый взгляд кажется, что Апостольский пост – как раз исключительно «пищевое» явление – нет особенных, отличающихся от будничных, богослужений, мало святоотеческих советов на этот период…

Что же можно сделать за эту «почти-четыредесятницу» полезного для души? Кроме нормальных христианских дел – накормить голодного, навестить больного – к этому мы призваны во все дни года. Очевидно, мы можем вспомнить подвиг самих апостолов – почитать Деяния и послания апостолов. А еще – доделать то, что не успели, но очень хотели сделать, или до чего никак не доходили руки, или что казалось не слишком важным – в Великий пост. Ведь в конце зимы и весной, в самый разгар рабочего периода (далеко и до всех светских праздников, кроме 8 марта, и до летних отпусков), мы не успеваем очень многого.

Ну, например – во дни Петрова поста есть время не спеша разобраться со смыслом Великопостных богослужений. А у кого-то ведь не получалось даже их посетить – дети, работа, неотложные дела… Петров пост – способ если не наверстать, то восполнить частицу потерянного.

Если каждый год вы мучаетесь от непонимания Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского и никак не можете себя заставить сесть и прочитать его по-русски и с комментариями – самое время! Например, с помощью серии этих текстов.

Если праздник Торжества Православия кажется вам бесконечно далеким, потому что вы помните повод для его установления (VII Вселенский собор, догмат об иконопочитании), но совершенно не представляете себе, что происходило между соборами, как вспыхивали те или иные ереси и споры – почему бы не почитать по нескольку страничек в день из «Вселенских соборов» А. В. Карташева?

Антон Владимирович читал лекции в Свято-Сергиевском институте в Париже, не только ставшем центральной богословской школой русской эмиграции, но и задававшем темы и тенденции в мировом богословии. Язык большинства «парижан» достаточно понятен даже «начинающему богослову», а уж тем более – язык Карташева, который читал лекции по истории Церкви, как говорили современники, как приключенческий роман.

Может быть кто-то из нас еще не прочитал «Лествицу», автора которой мы вспоминаем в четвертое воскресенье Великого поста? Или прочитав, ужаснулся (чтение и вправду не для слабонервных – мирянину может стать дурно уже на первой ступени, «слове об отречении от мира»)? Что ж, посидеть над самим текстом и для понимания – хотя бы над статьей об Иоанне Лествичнике в «Православной энциклопедии» тихим летним вечером – не самое скучное времяпрепровождение.

А как насчет главного богослужения – Божественной Литургии и Таинства Евхаристии? Уже написано море литературы – от преподобного Максима Исповедника до отца Александра Шмемана! Может быть, стоит пуститься в плавание – ну хотя бы в небольшой «круиз», почитать что-то?..

Читать, узнавать, расширять свой кругозор – для этого подойдет любое время. Но вот тут-то и прячется самый простой ответ на вопрос – зачем же Церковь оставила ничем, казалось бы, необъяснимый летний пост, некогда существовавший только для тех, кто не постился перед Пасхой? Наверное, затем, чтобы мы об этом чудесном периоде не забывали. Чтобы не теряли, а постоянно открывали в нем новые и новые сокровища.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

ВЦИОМ: есть блины на Масленицу готовы 88% россиян, а поститься после нее - только 11% Патриарх Кирилл узрел в гаджетах угрозу тотальной слежки и контроля Как произвести на клиента наилучшее впечатление Два бывших министра Саудовской Аравии впервые посетили Большую синагогу в Париже Игровой зал в казино Русский Вулкан

Православная лента