Что стало с заповедью о хранении субботы и почему именно накануне Пятидесятницы поминальная суббота – Вселенская, рассказывает инокиня Евгения (Сеньчукова).
Инокиня Евгения (Сеньчукова)
Откуда-то взялась в народном богословии идея, что заповедь о хранении субботы перешла в христианстве на воскресенье – хотя на самом деле суббота считается Церковью днем праздничным, в субботу, кроме Великой, запрещается пост, и даже в Великую Субботу он ослабляется. Воскресенье же – первый день недели на земле, освящающий предстоящие шесть дней, и восьмой – в вечности, свидетельствующий о наступлении последних времен – времени воцарения Царя царей и Господа господ.
Отменено скрупулезное исполнение заповеди о субботнем покое, как и любой ветхозаветной заповеди, но это не значит, что сам покой тоже отменен.
Напротив. Именно субботу Христос избирает временем многих Своих чудес, в том числе и наиболее великих – исцеление женщины, восемнадцать лет страдавшей от тяжкого недуга, буквально прижимающего ее к земле, слепорожденного, исцеление много лет лежавшего в параличе человека у Овчей купели, а если опираться на церковный устав – даже воскрешение Лазаря.
Всякий раз чудеса вызывают негодование у всегдашних оппонентов Спасителя – фарисеев. Формально придраться было не к чему – даже Синедрион, осуждая Его на смерть, вынужден прибегать к помощи лжесвидетелей, но и этого не хватало. Ведь исцеление возложением рук никак не может быть отнесено к запрещенной работе. Но сама активность Этого Человека казалась провокацией.
А ведь все просто. Христос не просто не нарушал заповедь о субботе – Он ее исполнял в других. «Придите ко мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Вот Он и давал покой измученным и обремененным недугами, уставшим от этой тяжести земного бытия, полного трудов и скорбей. Открывал им глаза, поднимал их с одра болезни, даже возвращал к жизни. Само пришествие Его – суббота мира.
И Сам Он лежал во гробе в субботу. «Царица Суббота» – так называют иудеи день покоя. Воистину, Суббота Преблагословенная – это Царица Суббота. И в богослужениях Великой Субботы нет уже боли – есть только покой, тишина после бури, после солнечного затмения и землетрясения, после Крестного Страдания и плача Матери…
Совсем не странно, что именно субботу Церковь посвящает поминовению усопших. Смерть – это всегда Великая Пятница, потому что каждый умирает единожды и лицом к лицу перед Богом, и никто не знает, что его ждет дальше. Но когда душа уже оставила тело, когда смерть, кажется, победила – оказывается, что победа мнимая. Человек отходит в руки Божьи, наступает время отдыха.
Почему именно накануне Пятидесятницы поминальная суббота – Вселенская? Богословская загадка? Богослужебная?
А может, все проще? Именно сошествие Святого Духа на апостолов, явление Третьего Лица Святой Троицы, стало началом их миссионерских трудов – радостных, но и сложных, даже до смерти. А перед тяжелой работой надо набраться сил. Вот они и отдыхали. Ожидая раскрытия последней Тайны о Боге – о Его триединстве, – отдыхала вся вселенная, живые и усопшие.
У нас тоже впереди много работы. Нам предстоит возделывать землю, уклоняться от зла и творить благо, делиться радостью о Христе Воскресшем с ближними, а потом с нетерпением ждать встречи с Ним на Страшном Суде – одним словом, спасаться.
Вместе спасаться – у Бога ведь нет мертвых, и судьбы ушедших еще не определены, потому мы и молимся друг за друга.
Перед долгой дорогой мы, как и апостолы, нуждаемся в отдыхе – и те, кто еще идет по земле, и те, чья суббота уже наступила. А сегодня наши субботы встречаются. Сегодня мы не только молимся за всех почивших – мы находимся с ними рядом, в одной Сионской горнице, ожидая Господа, порывом горячего ветра поднимающего нас с места и ведущего в Жизнь с Ним.