Бессмертные в этот день воскрешают бессмертных

09.05.2018 2:21 5

Бессмертные в этот день воскрешают бессмертных

Что вы празднуете 9 мая – столько людей погибло? В чем смысл Дня Победы и шествия с портретами победителей – размышляет священник Димитрий Трибушный. Бессмертные в этот день воскрешают бессмертных

Священник Дмитрий Трибушный

Благодарю Бога за то, что принадлежу к народу, не верящему в существование смерти.

Русский человек после «со святыми упокой» не растворяется в мировом ничто, не исчезает с нашего жизненного горизонта. И вопреки молитве совсем не успокаивается. Мертвые беспокоят нас во сне, мы ощущаем их поддержку с той стороны бытия.

Мы не боимся прикасаться к мощам, ходим на кладбища, зная, что нас слышат. Опуская человека в землю, мы не отпускаем его.

Русский человек не готов смиренно принимать свой уход как факт, свойство мира, изначально устремленного к смерти. Он творит невозможное. Противостоит последнему врагу (1 Кор. 15:26). И скромный библиотекарь всерьез готовится воскресить своих предков.

Есть что-то федоровское в идее Бессмертного полка. Даже удивительно, что он появился так поздно.

С самого начала событие Великой Отечественной войны было осмыслено в перспективе вечности. Вспомним вечный огонь, классических «Вечно живых» Розова и пронзительных «Сошедших с небес» Натальи Трощенко. Вся страна повторяла как пароль:

Наши мертвые нас не оставят в беде.
Наши павшие – как часовые.

Сегодня много спорят о Георгиевской ленте, но вне всяких сомнений ее семиотика – семиотика жизнеутверждающего мученичества, пасхальной победы жизни над смертью.

Нужна особая духовная оптика, чтобы узреть силу в слабости, торжество в поражении. Евангельская оптика.

Но для нашего современника, уже снявшего нательный крест, подобные истины не очевидны. В мире победившей смерти не удивляешься вопросу: «Что вы празднуете 9 мая – столько людей погибло?» А еще несколько лет назад такой совопросник воспринимался как марсианин.

Есть что-то федоровское в идее бессмертного полка, но сам Николай Федоров опирался в том числе и на литургическое предание Православной Церкви. И сегодня шествие с портретами героев Великой Отечественной ассоциируется с такими священнодействиями, как проскомидия и крестный ход.

Литургия – общее дело. В ней нет живых и мертвых, пассивных созерцателей и активных участников. Все, кто вспоминается во время священнодействия, воспринимаются как сослужащие Тому Богу, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22: 32).

Вспоминать – и есть воскрешать, наполнять жизнью, размыкать границу между мирами.

Что-то подобное совершается во время шествия Бессмертного полка. Здесь наши предки не просто упоминаются. Они присутствуют. Шествуют как живые.

9 мая – День Великой Победы. Мертвые видят его как день смерти, а бессмертные в этот день воскрешают бессмертных.

Священник Димитрий Трибушный, Донецк

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Русский музей отказался отдать православному бизнесмену икону XII века Башкирская семья почти 100 лет свято хранила Уголовный кодекс, принимая его за Коран Ультраправый австралийский политик в знак протеста явилась в сенат в бурке (ФОТО) В Пакистане около двух тысяч богословов поддержали фетву о запрете подрывов смертников: это нарушает основы ислама Купола для храмов

Православная лента