В названии День весны и труда - второе слово лишнее. Почему мы перестали трудиться, а стали впахивать, вкалывать, отсиживать и халявить? Как новое отношение к работе влияет на образ труда и работы в наших глазах
Видеоблог главного редактора портала “Православие и мир” Анны Даниловой – День труда
В новом названии майского праздника «День весны и труда» одно слово устарело. Труд – это понятие, которое практически вышло из современного речеупотребления. Как давно вы в последний раз говорили, что трудитесь? На работе, например, разве же мы трудимся?
Нет, конечно, на работе мы:
У нас есть овертайм, фултайм и удаленка. Еще – бесконечные мероприятия, на которых мы бываем.
А ведь труд всегда был важной частью русской языковой картины мира.
Данный человеку после грехопадения труд был не только средством по добыванию пропитания, но и имел большое воспитательное значение.
Трудящийся достоин награды за труды свои (Лк. 8, 10)
Кто не хочет трудиться, тот и не ешь – ап. Павел (Фесс.)
А вот святитель Феофан Затворник наставляет духовных чад: “Без труда и самопринуждения ни в чем не успеем”. “Каким путем шли Святые Божии?.. путем ли утех! И есть ли кто в числѣ их не болезновавший, не трудившийся, не проливший пота и крови?” “Господь многомилостивый терпеливому и постоянно добросовестному труду благословение дает, — а от лености и нерадения отвращает очи Свои”.
Труд – это нелегкое и длительное дело, заповеданное Богом, ценность изменяющая, преображающая человека – так исконно употреблялось понятие труд, так и вошло в поговорки:
Без труда не выловишь и рыбку из пруда
Терпение и труд все перетрут
Кто любит труд, того люди чтут
Чтоб в почете быть, надо труд свой полюбить
Старание и труд к счастью ведут
Читайте также – Протоиерей Георгий Митрофанов: 1 мая – иллюзия другой жизни
Было и другое понятие – работа – временное исполнение дел, не связанное с внутренним развитием человека или служением, для того, чтобы прокормиться. Повинность, обязанность, горькая неизбежность, от которой человек внутренне дистанцируется.
Работа не волк, в лес не убежит
Работа всегда перед тобой.
Всех дел не переделаешь: всей работы не переработаешь
Горька работа, да хлеб сладок.
В двадцатом веке, в период переосмысления традиционной системы ценностей, все становится трудом, священное понятие переносится и на область работы, трудом становится то, что никогда таковым не считалось- возникает понятие умственного труда, появляются Герои Труда, газета Труд, трудовые резервы, трудодни, трудяги, ударный труд, даже трудовые повинности.
Понятие труда стало максимально широким, его использовали для всех пригодных и непригодных ситуаций, в итоге просто не выдержало такого частого и неправильного употребления. Преувеличенное и неаккуратное использование слова труд, а также совпавший с перестройкой переход к новым возможностям занятости и получения заработной платы, полностью выбросили понятие труда за берега нашей жизни.
Сегодня труд сродни пороку – он и встречается только в отрицательном понятии – трудоголизм.
Произнести слова: “Надо хорошо потрудиться”, “Трудись!”, “Чтобы это выполнить, надо приложить много труда” – можно только с определенной долей иронии. Само же слово труд, как показали исследования, проведенные на филологическом факультете МГУ (1), в современном речеупотреблении осталось преимущественно в сухих канцеляризмах и терминах:
Вот и задумаешься невольно – есть ли в моей жизни то, что и сегодня можно назвать не ненавистной халтурой и временной удаленкой, не хорошо оплачиваемой работой и крайним трудоголизмом, а прекрасным русским словом ТРУД?
(1) Е.Н. Павлушкова. “Понятие труда в русской языковой картине мира”. Дипломная работа 2009 г. Научный руководитель А.А. Данилова
Прим. ред.: День труда отмечают в начале мая во многих странах. Этот праздник возник в XIX веке в рабочей среде. Сегодня День труда уже не имеет политической окраски. Праздник несколько раз менял название, называясь то Днем Интернационала, то Днем международной солидарности трудящихся. С 1992 года 1 мая называется Днем весны и труда или просто Днем труда.