День труда – а мы трудимся, вкалываем или халтурим?

30.04.2018 7:51 1

День труда – а мы трудимся, вкалываем или халтурим?

В названии День весны и труда — второе слово лишнее. Почему мы перестали трудиться, а стали впахивать, вкалывать, отсиживать и халявить? Как новое отношение к работе влияет на образ труда и работы в наших глазах

Видеоблог главного редактора портала “Православие и мир” Анны Даниловой – День труда

В новом названии майского праздника «День весны и труда» одно слово устарело. Труд – это понятие, которое практически вышло из современного речеупотребления. Как давно вы в последний раз говорили, что трудитесь? На работе, например, разве же мы трудимся?

Нет, конечно, на работе мы:

  • работаем,
  • пашем,
  • вкалываем,
  • гнем спину,
  • халтурим,
  • халявим,
  • отсиживаем,
  • напрягаемся,
  • встречаем дедлайны.

У нас есть овертайм, фултайм и удаленка. Еще – бесконечные мероприятия, на которых мы бываем.

А ведь труд всегда был важной частью русской языковой картины мира.

Данный человеку после грехопадения труд был не только средством по добыванию пропитания, но и имел большое воспитательное значение.

Трудящийся достоин награды за труды свои (Лк. 8, 10)
Кто не хочет трудиться, тот и не ешь – ап. Павел (Фесс.)

День труда – а мы трудимся, вкалываем или халтурим?А вот святитель Феофан Затворник наставляет духовных чад: “Без труда и самопринуждения ни в чем не успеем”. “Каким путем шли Святые Божии?.. путем ли утех! И есть ли кто в числѣ их не болезновавший, не трудившийся, не проливший пота и крови?” “Господь многомилостивый терпеливому и постоянно добросовестному труду благословение дает, — а от лености и нерадения отвращает очи Свои”.

Труд – это нелегкое и длительное дело, заповеданное Богом, ценность изменяющая, преображающая человека – так исконно употреблялось понятие труд, так и вошло в поговорки:

Без труда не выловишь и рыбку из пруда
Терпение и труд все перетрут
Кто любит труд, того люди чтут
Чтоб в почете быть, надо труд свой полюбить
Старание и труд к счастью ведут

Читайте также – Протоиерей Георгий Митрофанов: 1 мая – иллюзия другой жизни

Было и другое понятие – работа – временное исполнение дел, не связанное с внутренним развитием человека или служением, для того, чтобы прокормиться. Повинность, обязанность, горькая неизбежность, от которой человек внутренне дистанцируется.

Работа не волк, в лес не убежит
Работа всегда перед тобой.
Всех дел не переделаешь: всей работы не переработаешь
Горька работа, да хлеб сладок.

В двадцатом веке, в период переосмысления традиционной системы ценностей, все становится трудом, священное понятие переносится и на область работы, трудом становится то, что никогда таковым не считалось- возникает понятие умственного труда, появляются Герои Труда, газета Труд, трудовые резервы, трудодни, трудяги, ударный труд, даже трудовые повинности.

Понятие труда стало максимально широким, его использовали для всех пригодных и непригодных ситуаций, в итоге просто не выдержало такого частого и неправильного употребления. Преувеличенное и неаккуратное использование слова труд, а также совпавший с перестройкой переход к новым возможностям занятости и получения заработной платы, полностью выбросили понятие труда за берега нашей жизни.

Сегодня труд сродни пороку – он и встречается только в отрицательном понятии – трудоголизм.

День труда – а мы трудимся, вкалываем или халтурим?

Произнести слова: “Надо хорошо потрудиться”, “Трудись!”, “Чтобы это выполнить, надо приложить много труда” – можно только с определенной долей иронии. Само же слово труд, как показали исследования, проведенные на филологическом факультете МГУ (1), в современном речеупотреблении осталось преимущественно в сухих канцеляризмах и терминах:

  • оплата труда,
  • трудоустройство,
  • отчетность по труду,
  • трудоспособность,
  • рынок труда,
  • условия труда
  • и устойчивых выражениях: тщетный, напрасный, титанический, адский труд…

Вот и задумаешься невольно – есть ли в моей жизни то, что и сегодня можно назвать не ненавистной халтурой и временной удаленкой, не хорошо оплачиваемой работой и крайним трудоголизмом, а прекрасным русским словом ТРУД?

(1) Е.Н. Павлушкова. “Понятие труда в русской языковой картине мира”. Дипломная работа 2009 г. Научный руководитель А.А. Данилова

Прим. ред.: День труда отмечают в начале мая во многих странах. Этот праздник возник в XIX веке в рабочей среде. Сегодня День труда уже не имеет политической окраски. Праздник несколько раз менял название, называясь то Днем Интернационала, то Днем международной солидарности трудящихся. С 1992 года 1 мая называется Днем весны и труда или просто Днем труда.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Поклонская попросила Бастрыкина разобраться с автором карикатуры на нее и Николая II: «Лезет грязными руками к святым» Верховный суд Индии разрешил межрелигиозный брак Патриарх Кирилл впервые прокомментировал «Матильду», посоветовав избегать «фальшивок», которые «ранят» людей Магазин церковной продукции Краснодарского студента, загасившего сигарету об икону, оштрафовали на 30 тысяч рублей

Православная лента