Министр финансов России Антон Силуанов считает, что граждане сами должны заботиться о будущих пенсиях через накопительные пенсионные системы. Эксперты, к сожалению, с ним согласны - рассчитывать на государство не стоит.
Алексей Захаров. Фото: Михаил Голденков/the-village.ru
Алексей Захаров, президент рекрутингового портала Superjob.ru:
– Все пенсионные системы в развитом мире – банкроты, в том числе российские. Сами по себе они не в состоянии обеспечивать пенсии. Пенсионные системы развивались до тех пор, пока молодежи было больше, чем стариков, а старики долго не жили. Сейчас во всех развитых странах молодых людей существенно меньше, чем пожилых, а продолжительность жизни увеличивается. Соответственно, пенсионные системы, которые были созданы для других условий, для другой демографической ситуации, нерабочие.
Сейчас налогов, которые берут с молодых, не хватает на содержание стариков, и будет не хватать все больше что у нас, что в Германии, что в США. Государство вынуждено финансировать пенсионную систему за счет других источников: образование, медицина.
Тех налогов, которые собираются с населения в пользу пенсионного фонда сегодня, худо-бедно хватит, чтобы обеспечить тяжелую жизнь впроголодь, и ничего другого государство предложить не сможет.
В мире существует большое количество разнообразных дополнительных пенсионных систем, когда человек начинает копить на старость практически сразу, как заканчивает школу.
Более социальные государства больше дотируют пенсии и какое-то время еще смогут это делать. В менее социальных либо вообще пенсий не существует, либо нет дотаций. Там, где муниципальные налоги выше, как, например, в Москве, где большое количество денег, ситуация лучше. Москва, насколько я знаю, еще дополнительно что-то доплачивает пенсионерам. В регионах, где ситуация хуже, где собираемость муниципальных налогов не сильно высока, не с чего их собирать, там пенсии существенно меньше, чем в Москве.
Есть ли какие-то идеи, что с этим делать? На самом деле на государственном уровне никаких идей не существует. Пенсионная система в России находится в состоянии постоянной перестройки: то так, то эдак, и все равно ничего перспективного не получается. В данном случае государственный чиновник говорит: «Мы много чего попробовали и у нас ничего не получается, но мы здесь не одиноки, не получается ни у кого. Поэтому вы сами на пенсии о себе заботьтесь: идите в негосударственные пенсионные фонды, приобретайте финансовую грамотность, инвестируйте в образование детей и внуков, которые вас потом должны кормить». А если вы сами не рожаете детей, которые вас должны содержать через пенсионные системы или напрямую, это ваше дело.
Государство не может и не сможет стимулировать рождаемость. Все эти материнские капиталы не работают от слова “вообще”. Потому что троих и даже двоих детей в однокомнатной квартире в Новой Москве мало кто решается заводить. Надеемся только на себя.
Исследования Superjob показывают, что так и есть. Большинство людей на государство не сильно полагаются. Например, пытаются скопить на вторую квартиру, которую можно будет сдавать, либо строят какие-то планы: если это Москва, на пенсии продаем квартиру, переезжаем в более дешевый регион, желательно потеплее, чтобы не тратиться на одежду, и покупаем там более дешевое жилье.
Люди планируют для себя варианты, но на самом деле абсолютное большинство живет с колес, как получится, так и будет. Долгосрочных планов мы не умеем строить, нет у нас такой традиции. Будем постепенно вырабатывать.
Надо сказать, что наши бабушки и дедушки в большинстве своем на пенсии тоже не шиковали. Антон Силуанов говорит, что лучше не будет, будет только хуже. Даже если номинально какие-то пенсии будут выплачиваться на том уровне, жизненные стандарты, которые сегодня существуют, все равно сильно отличаются от послевоенных. На одно пальто и на одни ботинки на четыре года государство как-то сможет выделять. Но одно пальто и одни ботинки на четыре года мало кто готов воспринимать как норму.
С одной стороны, сейчас поставлен вопрос об увеличении пенсионного возраста, чтобы люди больше работали, меньше нагружали пенсионную систему. А с другой стороны, надвигается масштабная автоматизация многих рутинных процессов, которая будет высвобождать большое количество людей, и нам уже поздно говорить об увеличении пенсионного возраста. Надо говорить о понижении пенсионного возраста, о сокращении рабочей недели, потому что иначе у нас в ближайшем будущем появится огромное количество лишних людей, выброшенных на улицу без шансов найти на работу.
Задумываться о пенсии надо с момента рождения. Это не шутка. Достиг сознательного возраста, и уже надо задумываться о том, как ты будешь проживать свою жизнь целиком.
Что может спасти от голодной старости? Высокий уровень профессионализма, который позволяет получать высокую зарплату и на рабочем месте находиться до смерти.
Ученые, актеры, врачи, люди, которые что-то эксклюзивное умеют делать руками, востребованы, они все «умирают на рабочем месте».
Если здоровье позволяет, никому не хочется терять социальные связи. Кроме того, если у человека нет серьезного хобби, внуков, которыми он начинает заниматься, выход на пенсию – это всегда большой стресс и трагедия. Европейские старики, как известно, путешествуют, потому что в молодости им было не до этого, надо было пахать и не было никаких длительных отпусков. Но и в Европе тоже сейчас пенсии не растут. У них же тоже становится хуже, просто мы сравниваем их с собой, нам кажется, что у них сильно лучше. А они, когда себя с собой сравнивают, переживают, что у них становится хуже. Нам странно и не нужно сравнивать себя с Бельгией. Надо сравнивать с тем, что у нас было вчера, что у нас есть сегодня и будет завтра.
Тут какого-то рецепта нет. Копить на вторую квартиру, чтобы ее сдавать? Вряд ли это правильный рецепт. Молодой человек должен осознать, что когда-либо будет пенсия, придется отойти от дел и думать, кто тебя будет кормить. И тут два пути: инвестиции в детей и в собственное образование.
Алексей Ульянов
Алексей Ульянов, эксперт по вопросам демографической политики:
– Правительство уже замораживало пенсионные накопления граждан. Сначала создали условия для пенсионных накоплений, начали рекламу реформы, а потом те люди, кстати, их было не много, которые в это поверили, оказались по сути обманутыми. Пенсионные накопления заморозили, чтобы закрыть разрастающуюся дыру в нашем бюджете, связанную с санкциями, падением экономического роста. Слова господина министра выглядят странно на этом фоне.
Другое дело, что это честное признание: государство умывает руки, потому что действительно все расчеты показывают, что нас ждут тяжелые времена. Растет демографическая нагрузка, вместе с ней дыра в пенсионном фонде, которую нужно будет затыкать доходами из федерального бюджета. Несмотря на некоторый рост рождаемости, который у нас произошел с начала 2000-х, суммарный коэффициент рождаемости поднялся только до 1,77 ребенка на женщину. Для простого прироста, чтобы дети замещали своих родителей, нужно 2,1.
В прошлом году произошел обвал рождаемости почти на 10%. Видимо, эта тенденция продолжится, потому что сейчас в активный возраст вступает малочисленное поколение 90-х годов. Кроме того, население, в первую очередь молодые родители, не видят перспективу для своих детей в условиях закупоривания социальных лифтов. Они знают, что дети генералов, олигархов, высших чиновников будут пристроены в госкорпорации на хлебные места, а для детей простых граждан возможности для самореализации не много в нашей стране.
Президент заявил, что повысится пособие на первого ребенка. То есть про вторых и третьих мы забываем вообще. Многие регионы, чтобы выполнить поручение, повышают пособие на первого ребенка за счет урезания средств на многодетных. Это значит, больше одного ребенка на семью не нужно. Все это оказывает эффект на пенсионную систему.
Пенсионеров становится все больше и больше, работающие просто физически не смогут их прокормить.
Пенсионный возраст мы не повышаем, потому что пенсионеры – это главная электоральная база партии власти. Хотя я считаю, что повысить пенсионный возраст можно достаточно комфортно. Например, уменьшить налоги на работающих пенсионеров, сделать не 40-часовую рабочую неделю, а поменьше. Эти факторы поспособствуют тому, что население воспримет это хорошо. Но тем не менее имеем то, что имеем: пенсионный возраст у нас остается одним из самых низких в мире, даже во многих развивающихся странах он уже выше.
Я советую в первую очередь вкладывать в своих детей, в их образование. Думать не о том, что государство урезает пособия на детей, а о том, что твои дети – это единственный шанс на безбедное существование в старости.
Если у тебя детей будет больше, если они будут лучше образованы, смогут хоть какие-то позиции в жизни занять, они поддержат тебя в старости.
Кроме того, подспорьем будут сбережения. Экономисты часто строят модель, когда молодой человек, только вступающий в трудовую жизнь, начинает откладывать себе на пенсию. Последние экономические исследования и здравый смысл подсказывают, что это нереально. Мысли о пенсии приходят в зрелом возрасте, ближе к 40. Сложно советовать, как накопить. Все очень сильно зависит от уровня дохода и возможности человека.
Но если есть такая возможность, надежнее всего разделить накопления между денежными вкладами в банках, реальными вложениями – земельные участки, недвижимость, пытаться заниматься малым бизнесом. Пенсия в рублях, может, и не снизится, но с учетом инфляции сократится ее покупательная способность. Будущим пенсионерам, тем, кто будет выходить на пенсию через 20-30 лет, стоит рассчитывать только на себя.
Подготовила Наталья Костарнова