В середине XIII в. на Мексиканском нагорье появилась новая этническая группа. Ее миграцию возглавлял бог Уицилопочтли, который говорил со своим народом через посредство священного ларца (аналогичного «ковчегу», который несли на плечах древние евреи во время исхода, описанного в Библии).
Истоки происхождения этого народа теряются в тумане мифов и легенд. Во всяком случае, известно, что в ходе своей одиссеи они называли себя мекситинами, а впоследствии — Мексика (Мешика). Сегодня мы называем их ацтеками. Их бог тоже позаботился о том, чтобы провести свой избранный народ через всевозможные беды и мытарства:
«О мексиканцы, это ваш долг и обязанность, вам предстоит быть бдительными и ждать. Вы должны обойти все четыре конца земли. Крепитесь же, утруждайте тело, голову и руки. Это будет стоить вам немало пота, трудов и крови, если вы хотите попасть туда и насладиться всем этим: и изумрудами, и драгоценными каменьями, и золотом, и серебром, и дорогими перьями, и какао, привезенным из дальних краев, и разноцветным хлопком, и благоуханными деревьями, и дорогими фруктами. Все это — мое обетование, и ради этого я послан сюда». («Хроника Мексикайотль».)
То, что прежде считалось всего лишь эпизодом предания о странствиях ацтеков, для исследователя палеоконтактов (теория палеоконтактов утверждает, что на Земле в незапамятные времена побывали представители высокоразвитых цивилизаций) может оказаться ценным свидетельством. В числе прочих воздаяний, которые бог Уицилопочтли обещал скитальцам в награду за долгие странствия и невзгоды, был и «разноцветный хлопок».
Идея о разноцветном хлопке, растущем прямо на стебле, — это излюбленный мотив древнеамериканской мифологии. Народ майя придал ему вполне конкретные очертания в «Книге Чилам-Балам Чумайэль». В своде текстов, составленных на испанском языке на основе древних индейских преданий, сказано:
«Владыка юга — это прародитель рода великого Ука. Имя ему Икс-Кан-такай. Он также прародитель рода Ах-Пуч. Девять рек охраняют люди [этого рода]. Девять гор охраняют они. Красный камень их — это камень Чак-Мукен-Каба, великого хранителя мёда. Произрастение это, красный хлопок дающее в сокровенной своей сердцевине, растет на юге».
Самое поразительное, что здесь четко сказано о реальном существовании культурного растения. Далее в тексте предания приводятся и другие точные ботанико-зоологические описания, например: «Фасоль его была фасолью с желтой спинкой [стручка]» или «Индюк его — красный индюк с желтым гребешком». Упоминание подобных деталей придает легенде большую достоверность.
Обычный белый хлопок
Столь же парадоксален и одновременно любопытен тот факт, что современной ботанике неизвестен цветной хлопок, растущий прямо на кусту. Растение мальва дает только серовато-желтоватые оттенки белого цвета, иногда — слегка красноватые.
Владельцы плантаций на юге Соединенных Штатов, в бассейне Карибского моря, а также в некоторых странах Азии из поколения в поколение тщетно пытались добиться их скрещивания и «усовершенствовать» природу. Дело в том, что естественно окрашенный хлопок позволил бы избежать дорогого и трудоемкого процесса окрашивания и фиксации волокна.
Разноцветный хлопчатник не мифическая вещь. В далеком от Мексики Туркменистане действительно растет цветной хлопчатник. Однако хлопчатник этот создан сравнительно недавно с помощью тщательной селекции.
При создании этого, так называемого трансгенного хлопчатника, были получены гены хлопка, имеющего на данный момент 15 оттенков — от коричневого до зеленого. Тона этих красок, по утверждению инженеров-генетиков, не выцветают и не теряют интенсивности даже при стирке при температуре 95° С.
В 2017 году разноцветный хлопок сумели создать и селекционеры Волгограда
В поисках доказательств
Мог ли в древности в Америке существовать цветной хлопок, как о том говорится в мифах, связывающих его с существами, имевшими статус богов? Хлопчатник обладает минимальным иммунитетом против всевозможных вредителей. К тому же Мексика — это родина жучков-вредителей, поедающих головки хлопчатника.
Таким образом, при подобных условиях весьма мала вероятность того, что там мог быть выведен цветной хлопок, восходящий к «небесным учителям».
Окончательная ясность в этот вопрос будет внесена лишь тогда, когда консервативно мыслящие археологи наконец-то будут вынуждены отказаться от своих застарелых предрассудков. Находки остатков тканей в центральноамериканском регионе педантично нумеруются и вносятся в каталоги, а затем покрываются густой пылью забвения. Химические анализы и исследования их на предмет обоснованности высказанных здесь предположений, насколько известно, никогда толком не проводились!
Волокно, получаемое от хлопчатника, обрабатывалось в Древней Мексике с помощью ручного веретена, состоявшего из деревянного шеста, на который надевался поворотный элемент с грузиком для противовеса. Естественно, полученные белые нити окрашивали натуральными красителями в разные цвета, среди которых был и красный, получаемый из кошенили, которую делали из особого сорта кактусов, а также пурпурный — из моллюсков, которых добывали в Тихом океане и которые давали яркий интенсивный цвет.
Однако эти краски, хорошо знакомые археологам, никоим образом не означают, что ткани и одеяния, которые делались при их использовании и надевались в первую очередь во время ритуальных церемоний, были получены из «генетически измененного» цветного хлопка.
Испанский монах-францисканец, известный хронист Бернардино де Сахагун, прибывший в Новую Испанию в 1529 г., с интересом собирал и записывал местные предания. В своем труде «Historia General» («Всеобщая история») он приводит любопытные детали:
«В этом разделе речь пойдет о тольтеках, которые первыми поселились в этой стране…» (книга X, глава 29). «Они (тольтеки) были очень богаты. Пища и прочие припасы не стоили у них почти ничего. Рассказывают, что тыквы у них были особенно крупны, причем многие из них были совершенно круглыми. Початки маиса (кукурузы) у них были величиной с ручной жернов и были столь длинны, что их едва можно было обхватить руками. Хлопчатник у них был самых разных цветов: и светло-красного, и розового, и желтого, и фиолетового, и светло-зеленого, и темно-зеленого, и оранжевого, и черного, и желтокоричневого. Пряжа из него была столь разноцветной, что ее незачем было красить». (книга III, глава 5).
Конечно, скептики и вечно сомневающиеся, объявляющие свидетельства старинных текстов не более чем плодами фантазии, не усомнятся взять под вопрос и эти вполне конкретные описания. Однако в американистике уже не раз высказывалось мнение, что свидетельства Сахагуна восходят к неизвестным «авторитетным источникам» и что они ни в малейшей мере не подвергались переработке!
Это сырье было широко распространено в Мезоамерике, а провинция Юкатан славилась своими хлопковыми тканями, которые экспортировались во многие страны. Можно даже предположить, что основой хозяйственной жизни Юкатана было не только выращивание маиса, но и возделывание мальвы (Gossypium hirsutum). Отлаженная система торговли этими товарами связывала Мексику с племенами майя.
К сожалению, вследствие того, что эти места расположены в зоне влажного и жаркого климата, там практически не сохранились ткани доиспанской эпохи. За исключением остатков священного кенота (облачения), найденных в Чичен-Ица, мы практически не располагаем образцами хлопковых тканей эпохи майя.
Ацтеки одевались в яркие одежды. Был ли это разноцветный хлопок или обычный и позже покрашенный — неизвестно
Единственное, что дошло до нас, — это изображения в рукописях-пиктограммах, где представлены люди в красочных и искусно сшитых одеждах. Подавляющее большинство этих артефактов наверняка было окрашено в разные цвета руками индейцев, но детальные и целенаправленные лабораторные исследования, проводимые день за днем, могли бы, образно говоря, поймать предания на слове.
И один-единственный образец неокрашенных текстильных волокон (все равно — красного, зеленого или синего цвета) можно было бы считать доказательством правоты старинных свидетельств. Едва заметный клочок пряжи мог бы стать для гипотезы палеоконтакта важным и весомым аргументом в ее пользу!