Почему за образец был взят купол венецианского собора, как будет выглядеть мозаика на большой высоте, чем опасно падение кусочка смальты и зачем художникам комнаты отдыха и бытовые удобства.
Храм святого Саввы в Белграде – самый крупный православный храм в Европе – решили возвести еще в конце XIX века. На том месте, где в конце XVI века турки-османы сожгли мощи первого сербского архиепископа и национального героя Сербии святого Саввы (1175–1236).
Храм святого Саввы
Непосредственно строительство началось в тридцатых годах прошлого века. Вторая мировая помешала строительству, которое было возобновлено лишь в конце восьмидесятых: при социализме недостроенный храм использовался как гараж. Проект большой, затратный, поэтому строился медленно. Только в 2004 году состоялось официальное открытие храма.
«Спустя несколько лет правительства России и Республики Сербия пришли к решению о благоукрашении храма, – рассказывает Евгений Максимов, академик Российской академии художеств, народный художник России. – По благословению Предстоятелей Русской и Сербской Православных Церквей был проведен международный конкурс, на котором художники представили эскизы вариантов украшения интерьеров храма святого Саввы».
В составе комиссии конкурса – иерархи Сербской и Русской Православных Церквей, официальные лица двух стран, именитые искусствоведы, византологи и художники двух стран.
Храм святого Саввы. Фото: slon.pics
В итоге победил проект, представленный группой российских художников-монументалистов. Второе место заняли белорусские художники.
Автором проекта выступил Николай Мухин, академик Российской академии художеств, которого сербы хорошо знают и ценят: среди его многочисленных проектов – росписи храмов в Сербии.
Координировать и финансировать проект совместно взялись агентство «Россотрудничество» и «Газпром».
Прежде чем приступить к основной работе, Николай Мухин и Евгений Максимов спроектировали рабочую модель купола, в масштабе один к десяти.
«Наш творческий союз сложился легко, – рассказывает Евгений Максимов, – ведь мы много работали вместе еще начиная с росписи Храма Христа Спасителя».
Мозаику набирали в России, потом отправляли машинами в Сербию и уже на месте монтировали.
Такого масштабного уникального проекта в современной истории не было. Никогда в постсоветский период не делали такой масштабной мозаики, не варили такого количества смальты и золота.
Высота храма до зенита купола – более восьмидесяти метров, площадь купола – около полутора тысяч квадратных метров. Высота центральной фигуры Спасителя – 14 метров, фигуры Богородицы – 9 метров, архангелов и апостолов – примерно 8,2 метра каждая.
Фото: gazprom-neft.ru
«В Сербии главный православный праздник – Вознесение Господне, и потому изображение именно этого праздника стало главной темой купольной мозаики, – рассказывает Максимов. – Тема Вознесения была древней и каноничной композицией, которая изображалась на своде главного купола православных храмов. В том числе – на куполе храма святого Марка в Венеции, созданного византийскими мастерами. Эта композиция стала основой для создания мозаики купола храма святого Саввы».
Над созданием масштабной мозаики купола работало около ста художников из девяти бригад. Возглавляли их молодые, но опытные мастера – Олег Иващенко, Елена Кузнецова, Анастасия Денеш, Алексей Жучков, Владимир Ананьев, Ирина Можар, Светлана Васютина. А также бригада художников из Петербурга Егора Быстрова.
«Непросто было освоить и соблюдать технологический процесс, ведь одно дело расписать купол красками, а другое – выложить его мозаикой, – говорит Евгений Максимов. – В последнем случае от качества работы в буквальном смысле зависит жизнь людей, которые будут молиться в храме. Если даже маленький камешек смальты упадет с почти стометровой высоты на человека, беды не избежать. Но, думаю, не упадет. Нам помогала известная итальянская фирма, производящая материал, на который «сажается» смальта. Многочисленные технологические комиссии, как наши, так и сербские, подтвердили надежность кладки».
– Речь идет об уникальном проекте, на моей памяти – беспрецедентном, – комментирует Алексей Лидов, историк искусства, византолог, академик Российской академии художеств. – Храм во имя святого Саввы Сербского строился очень долго, помню его еще со времен моей первой поездки в Белград в 1987 году. Огромное здание, бетонные, неукрашенные стены. Сербам было важно, чтобы самый значимый для них храм был украшен особенно торжественно, не так, как сегодня обычно украшают храмы – недорогими фресками. Поэтому в ситуации многолетнего экономического кризиса он и стоял не украшенным.
Храм до реконструкции. Фото: Matt Zimmerman / Flickr
Сербы мечтали украсить мозаикой, то есть самой дорогой, долговечной техникой, самый большой купол современного христианского мира. Не думаю, что за последние 100 лет появлялся другой купол, как в храме святого Саввы – он может быть сравним по размеру с куполом Софии Константинопольской (ок. 30 метров в диаметре).
Однако на этот невероятно дорогостоящий проект элементарно не хватало средств, пока не появились российские благотворители и не выделили на эту работу 4 миллиона евро.
Фото: gazprom-neft.ru
Решить уникальную задачу по созданию мозаичной композиции фантастических размеров взялись два ведущих художника-монументалиста Российской академии художеств – Николай Мухин и Евгений Максимов. И нашли, как мне кажется, адекватное решение, обратившись к высоким византийским образцам. Еще на промежуточном обсуждении проекта в Академии художеств я говорил, что речь идет о Сербии, где существует своя давняя многовековая и замечательная традиция монументальной живописи. Но в данном случае интересно, что решили использовать образцы, не известные в сербской традиции. Более того, мы не знаем ни одного примера купольной и настенной мозаики, сохранившейся на территории Сербии.
Фрагмент мозаики
Так что в данном случае за образец был взят собор Сан Марко в Венеции, который в XI веке построили как довольно точную реплику великого Константинопольского храма Святых Апостолов, разрушенного в XV веке турками после завоевания византийской столицы. Видимые ныне мозаики венецианского собора, в основном XIII века, также восходят к греческим образцам. Те, кому посчастливилось видеть мозаику центрального купола собора Сан Марко, сразу считывают первоисточник в храме святого Саввы.
Это вызвало критику некоторых коллег, утверждающих, что вот, у художников была возможность сделать нечто уникальное, а они просто воспроизвели классический образец. Мне эта критика не кажется вполне справедливой. В первую очередь потому, что не понятно – какую иную композицию можно было бы разместить в этом огромном пространстве?
Повторяю, что задача уникальна и грандиозна, и нет похожих примеров, сделанных в новое время. Никто подобной художественной задачи ранее не решал.
Теоретически можно представить неизвестного гения, который бы сотворил совершенно новую икону XXI века. Но в этом случае совсем не факт, что этот новый образ приняла бы наша весьма консервативная православная среда и в Сербии, и в России.
Кроме того, византийский прототип – это правильное послание «городу и миру», поскольку византийская традиция и для нас, и для сербов стала основой культуры и цивилизации, и обращение к византийскому прототипу – очень важный момент. Тем более, художественно задача, с точки зрения пропорций, пластики фигур и сохранения византийского стиля, была решена, на мой взгляд, успешно.
Другое дело, что сегодня невозможно со всей глубиной и художественной значимостью повторить высоту византийских образцов. Но нельзя упрекать современных художников за это. Хотя бы потому, что сейчас просто нет такой смальты, с которой работали византийские мастера. Если увидеть вблизи мозаики того же собора Сан Марко или Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве – они сделаны буквально как вышивка, с использованием нескольких десятков оттенков только золотой смальты, положенной под разными углами так, что возникает эффект мерцающего света.
В итоге и появляется то уникальное впечатление бесконечной пространственной глубины, с одной стороны, и подвижного сияния – с другой, возникает образ Божественного мира, из которого в мир земной являются персонажи священной истории, живущие в пространстве между зрителями и изображениями.
Этого сегодня достичь невозможно, поскольку более не существует средневековая технология производства смальты (современная, даже лучшая итальянская смальта груба и примитивна). Однако можно воспроизвести самые общие эффекты, отсылающие нас к высоким образцам Византии. В этом смысле, мне кажется, задача была решена, и в целом мы получили огромную пространственную икону в куполе. И за эту работу, мне думается, никому не стыдно.
С Зурабом Церетели
Мозаика в куполе храма святого Саввы – некий знак византийского присутствия, созданный русскими мастерами в сотрудничестве с сербскими художниками. Николай Мухин и Евгений Максимов собрали исключительно достойную высокопрофессиональную команду лучших на сегодняшний день мастеров-исполнителей, как российских, так и сербских. Они воплотили на века символический образ глубинной связи славянских традиций – зримый византийский дар от России духовно родственной Сербии.
На мой взгляд, именно в этом главный смысл произошедшего.
С.В.Лавров на презентации мозаичного убранства главного купола Храма Св.Саввы, Белград, 22 февраля 2018 года. Фото: МИД России / Flickr
– Бригада из десяти человек, которой я руководил, делала важный фрагмент композиции Вознесения – фигуры Богоматери и окружающих Ее архангелов, – вспоминает о работе художник Алексей Жучков, руководитель одной из бригад. – Во время работы мы старались абстрагироваться от того, насколько это важный и ответственный заказ, чтобы эмоции не мешали работать.
Алексей Жучков
Размер фигуры Богородицы – около девяти метров. И потому мы делали работу вертикально, хотя обычно мозаику выкладывают горизонтально. Хотя какие-то фрагменты мы собирали внизу, подбирали цвета всухую, без клея, а потом смотрели, как все вписывается в общее изображение.
Размеры мастерской позволяли отойти и оценить работу со стороны, ведь в итоге мозаика расположилась на огромной высоте. Было важно понять, как фигуры будут читаться непосредственно теми, кто увидит их уже в куполе храма.
Фото: TANJUG/ Димитриje Голл
Кто-то работал над образом Богородицы снизу, кто-то – сверху, кто-то – выкладывал ноги, кто-то – мафорий, кто-то – лик. Были установлены такие леса-конструкции, которые позволяли работать на разных ярусах.
Посмотреть на нашу работу приезжали митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий. Сербский владыка каждому из художников привез маленькие иконы – святого архимандрита Луки или Богородицы.
– В монументальном искусстве очень важны люди, с которыми ты работаешь рядом, – рассказывает Альберт Солтанов, художник-исполнитель. – Тем более в таком колоссальном проекте, создающемся длительное время.
Многое приходится делать сообща, и если кто-то «выпадает» из общего настроя, начинает существовать сам по себе, то велик риск, что работа сложится не на должном уровне.
В нашей бригаде случайных людей не было, и я благодарен коллегам за ту атмосферу, в которой мы вместе выкладывали мозаику.
Максим Харлов
Еще отдельно хочется поблагодарить организаторов за условия работы. Столовая, комнаты отдыха, отдельные раздевалки, туалеты, грамотно оборудованные рабочие пространства…
Казалось бы, разве стоит обращать внимание на быт, когда говорим о таком проекте? Стоит, поскольку мозаика создается живыми людьми, и такие «мелочи» говорят о человеческом и уважительном отношении к художникам.
Фото: Flickr / saebaryo