Cвятые отцы золотого века постились меньше меня…

05.03.2018 2:00 2

Cвятые отцы золотого века постились меньше меня…

Традиция - это сокровищница, в которой рассыпаны смыслы. И если мы что-то отвергаем, то навсегда закрываем для себя возможность его найти - размышляет Владимир Лучанинов.

Однажды, после сдачи экзамена, мы довольные собой и жизнью, сидели в том блаженном состоянии, когда сбросив гору с плеч и стопку книг в шкаф, можно наслаждаться первыми минутами свободы. Четверть часа назад был экзамен, богословско-исторический, сложный. А теперь по душе и телу растекалась нега. Думать не хотелось, говорить тоже.

– Слушай, а что во всем курсе показалось тебе самым интересным? – разрушив гармонию, спросил я товарища.

– Я узнал, что святые отцы золотого века постились меньше меня…

Ему не хотелось говорить, он снисходительно отшутился. А я стал лениво выуживать зерна правды из его шутки.

В тот день я понял что-то важное.

И то, что напишу сейчас – не то совсем, что думал тогда. Ведь каждый, пишущий о прошлом, неизбежно осмысляет его в опыте настоящего, поэтому прошлое получается измененным. Но сейчас это не плохо, потому что православная традиция, о которой я тогда думал – это тоже всегда осмысление прошлого через опыт настоящего.

Я в Церкви, когда желаю единения с Христом

Церковь – это Христос, мы и Евхаристия, объединяющая нас. Это, если угодно, сердцевина или Сионская горница. Мне кажется, именно ее, а не каноничность и юрисдикцию, имел в виду Христос, когда говорил «созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее».

И я в Церкви только, когда по-настоящему желаю единения с Христом. Когда чувствую – здесь и сейчас именно Он ведущий мотив моей жизни. Возможно, это лишь минуты, но за них хочется держаться словно за Его хитон.

А потом ведущий мотив соскальзывает на позиции второстепенных или вовсе уходит на периферию. Тогда я могу говорить о частом причащении, но чужие слова не будут равны моим внутренним импульсам. Я буду ходить в храм, поститься, исповедоваться, приступать к Чаше и Христос по-прежнему будет обнимать меня, но своей волей я уже не буду в Сионской горнице. Потому что ведущий мотив, в котором я могу себе не признаваться, будет незаметно уводить меня из нее.

И вся традиция, мне кажется, только для того и существует, чтобы направлять и возвращать ведущий мотив к Христу. Вся без исключения – лишь коридор в Сионскую горницу.

И пусть коридор путаный и сложный, в нем селятся и не идут дальше, но горница внутри останется до скончания века и врата ада ее не одолеют.

Некоторые разбирают кровли, но большинство попадает в горницу коридором. Так есть и будет. И – это традиция.

Сокровищница, в которой рассыпаны смыслы

Традицию создавали люди Церкви, которые подлинно хотели быть в горнице с Учителем. В разные эпохи, в других культурных, исторических и социальных контекстах они адаптировали Евангелие под те ушедшие навсегда контексты. Унифицировали, обобщали. Ведь Церковь это всегда не Я, а МЫ. Поэтому спорили, находили компромиссы, что естественно для не слишком близкого к идеалу сообщества, стремящегося к этому идеалу, особенно если разные группы или отдельные члены этого сообщества видят свой путь по-разному, но переживают как единственно верный.

Внешнему исследователю наша традиция кажется не только эклектичной, но и нелогичной. Толкования непонятного в ней появляется часто тогда, когда забывается практический смысл.

Например, большая часть облачений священнослужителей ничего не символизировала. Одежды высоких вельмож – честь, жалованная византийскими императорами, дабы подчеркнуть государственную значимость церковного служения. Символика появилась значительно позднее.

Cвятые отцы золотого века постились меньше меня…

Или воскресения Великого поста – почему тема святых, а не поста Христа в пустыни, например? Просто память этих святых практически всегда попадает в пост. А в нашем типиконе смешались два монашеских устава. В одном в дни поста память святых переносилась на воскресные дни, в другом – совершалась в обычные. Поэтому память святителя Григория Паламы, преподобных Иоанна Лествичника и Марии Египетской совершается дважды в короткий период с февраля по апрель. И еще есть толкование великопостных воскресений.

И Великий пост был не всегда, он возник из практики подготовки новообращенных к крещению, которое в древности совершалось на Пасху. Перед крещением постились оглашенные и их восприемники. Восприемников было много, поэтому постилась почти вся Церковь, из этого родилась идея подражания сорокадневному посту Христа.

Но все это покажется нелогичным внешнему наблюдателю, а для меня это то самое осмысление прошлого через опыт настоящего, которое свидетельствует о том, что Предание не кристаллизуется, а живет из поколения в поколение.

И это сокровищница, в которой рассыпаны смыслы. И если к чему-то моя душа не лежит, это не значит, что души моих современников или тех, кто придет сюда после меня также на это не откликнутся. В этой сокровищнице я ни один. Вместе со мной очень разные люди. И Господь заповедал нам любить друг друга. Быть может, эта эклектика тем и прекрасна, что в ее многообразии каждый найдет при желании свой путь в Сионскую горницу.

А Христос у нас один

А еще предание это опыт людей, желающих быть с Христом. И пусть я совсем не такой как монахи, жившие тысячу лет назад, но Христос у нас один. Он общий. Через Него я лучше понимаю их, а они, надеюсь, меня. И путь к Нему не открывается их правильным богословием, богослужением, аскетикой. Напротив, все это тем только и оправдывается, что Христос освятил все, что они старались сделать во Имя Его.

Я могу не поститься, в этом не будет никакого греха. Богу не нужен мой пост, он необходим мне. И если я не вижу смысла и перестаю поститься, то закрываю для себя возможность найти смысл. А я этого не хочу. Ведь пост – это язык разговора с Богом и глубинами своей души, и он древнее всех уставов и типиконов.

Cвятые отцы золотого века постились меньше меня…

Фото: spbhram.ru

На этом языке можно говорить о разных вещах. О своем сокрушении, о желании стать лучше, о просьбе, обещании, о надежде. Говорить через слабеющее телесное, в душевных и духовных пространствах личности. Менять взгляд на мир, привыкать не брать, а давать.

Я люблю богослужение Триоди, легкое чувство голода, Страстную седмицу и, конечно, Пасху. Этот удивительный день, в который ты чувствуешь Бога и подлинно знаешь, что не умрешь. Но почему же после Светлой вдохновение растворяется и часто именно в это время ведущий мотив меня заводит в страну далече? Я понял, что этот язык поста ложится в прокрустово ложе моего неосознанного настроя. А он приблизительно такой: сейчас работа, зато потом отдых, вроде расслабляющей парилки после холодной проруби или богатого стола после голодания, лишь подчеркивающего позабытый вкус любимых блюд.

Этот настрой противоречит в корне языку и идее Великого поста. Все его смыслы как реки впадают в один ключевой.

Великий пост – это подготовка к Христовой Пасхе. Не к празднику только, а к образу жизни. Значит, все главное начнется после.

Можно убираться, чтобы после с приятной ломотой в мышцах и чувством выполненного долга завалиться с книжкой на диван. Тогда центр твоего действия будет в самой уборке. А можно убираться перед приездом самого дорого гостя, с которым ты мечтаешь вместе жить в своей квартире. Тогда центр действия будет за пределами уборки, которая станет лишь подготовкой к действию. Великий пост – это точно вторая уборка, поэтому начало настоящей духовной работы в Пасху только начинается.

Протоиерей Сергий Овсянников как-то сказал, что Иоанн Богослов, лежа на груди Иисуса, слышал, как бьётся Его сердце. И настоящее богословие, – заключил отец Сергий, – не то, что изучают в Духовной Академии. Настоящее богословие – это слушать и слышать, как бьётся сердце Христа.

И я желаю всей душой, чтобы пост помог мне приблизиться к Сионской горнице. Не на один день или неделю. Я очень хочу всегда ощущать биение этого сердца. Сердца, вмешающего в себя всех нас.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Играть в казино Вулкан Голд Краснодарского студента, загасившего сигарету об икону, оштрафовали на 30 тысяч рублей Покупка Библии онлайн Возмутившую верующих карикатуру камчатского художника на Поклонскую направили на экспертизу Сочинца оштрафовали за проведение коллективных медитаций без регистрации в Минюсте

Православная лента