Неделя первая. В надежде перезагрузки

24.02.2018 10:36 1

Неделя первая. В надежде перезагрузки

О личном опыте переживания Великого поста – главный редактор издательства «Никея» Владимир Лучанинов, специально для «Правмира».

Помню субботнее утро, когда я забежал в ванную. Читал всю ночь, не мог закрыть книгу. Стены кухни пропитались горьким дымом и кислым духом растворимого кофе. В них было душно, в ванной – свежо и прохладно. Пахло мылом и чистыми полотенцами. Надо бежать, через тридцать минут в Александровском саду стрелка. День много обещал, впереди целое лето, взрослая жизнь и новая страна.

Посмотрел в зеркало. Не наскоро, как обычно, – пристально. Глаза в глаза. И тут что-то странное случилось. Я словно где-то в глубине себя оказался.

Таким себя еще не знал ни в одном из прежних моих одиночеств. Читающий книгу или гоняющий кассету с любимой песней, думающий или мечтающий, переживающий, стыдящийся, боящийся, радующийся жизни, испытывающий чувство вины, гордящийся или пишущий нелепые стихи – всегда это был я. Но все состояния эти были реакциями, переживаниями, размышлениями или просто тупой негой блуждающих воспоминаний и мечтаний.

А сейчас в ванной я ощущал себя сокровенного, что ли, свободного от любых внешних воздействий. На сердце было мирно и больше не хотелось бежать к метро.

Я всегда любил побыть один. Правда, не очень долго.

Ближе к старшей школе я всегда был в гуще событий. Друзья. Знакомые. Внимание девочек. Пишу не для того, чтобы бравировать. Вовсе нет. Сомнительный мой социальный интеллект народился скорее в борьбе пугливого мальчика-тихони за выживание в агрессивной школьной среде. И прежде чем я усвоил правила игры и научился быть хитрым и сильным, я прошел через боль и унижения. Поэтому разрыв между тем, каким я был внутри себя, и тем, как привык я подавать себя миру, был достаточно ощутимым даже для неокрепшей рефлексии подростка.

Через открытые окна в квартиру вливались звуки утренней улицы. Я стоял в ванной, от пяток до затылка наполненный осмысленной тишиной. И шестое чувство каким-то странным образом усваивало в сознании два твердых убеждения. Первое – Я ЕСТЬ, Я ЖИВУ и это самое настоящее чудо. Второе – Я ТОЧНО СЕЙЧАС НЕ ОДИН. Этим накрывшим морем тепла и смысла, без сомнения, был Его тихий голос, обращенный ко мне.

Позже, когда я прочитал Евангелие, любимым, трогающим до слез местом для меня стало призвание Нафанаила. В отличие от чистого апостола, лукавства во мне было хоть отбавляй, поэтому, окажись я на его месте, Господу пришлось бы назвать очень много разных мест. В шестнадцать лет Он видел меня в той самой ванной, в девятнадцать на подоконнике и еще в ясеневской ментовке, в двадцать два – в Оптинском скиту, а в тридцать семь – на освещенной солнцем Покровке. И, наверное, если бы даже я не читал Евангелие, все равно в этом море тепла и смысла я узнал бы Христа и воскликнул: «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!»

Это утро растворилось в толчее шумных событий. С тех пор прошло много лет. Даже страшно сказать – четверть века. Но сейчас, выныривая из кризиса среднего возраста и стукаясь лбом то об подростковый кризис старших детей, то обо что другое похуже, я чаще прежнего размышляю над словом «суд» и как бы снова стою в той родительской ванной, удивленно глядя на себя в круглое зеркало.

Я никогда не верил в частный посмертный суд над душой с разворачивающимися хартиями, разными весами и прочими вещами. Вторым любимым моим евангельским местом стала беседа Христа с Никодимом. Господь сказал ему, что суд совершается здесь и сейчас, а состоит он в том, что Свет пришел в мир.

Любящий Бог идет до конца ради человека. А человек, двигаясь навстречу Свету или скрываясь от Него в дьявольской темноте, сам совершает над собой суд. Ежедневно и ежечасно.

Неделя первая. В надежде перезагрузки

Христос и Никодим. Картина Елены Черкасовой

Позже прочитал Исаака Сирина. Он писал, что представить Бога мстящим или гневающимся – отвратительно в высшей степени. Даже в Библии слова человеческие скупы по выразительности и поэтому бесконечно далеки от сущности Бога. Думать, что Господь испытывает подобные состояния, – говорил святой, – приписывать человеческую страстность и немощь совершенному Божественному Естеству. Любовь Бога к человеку не меняется никогда, как бы низко человек ни пал. И любые действия Бога, в том числе и суд – есть милующая, врачующая или вразумляющая любовь. Эти слова преподобного легли мне на сердце. Бог просто не может быть другим.

Как-то с одним монахом мы беседовали о преподобных Исааке Сирине и Порфирии Кавсокаливите. Порфирий говорил о тех, кто постоянно думает и плачет о своих грехах, пребывает в борьбе с ними, что эти люди как бы помещают грехи в центр своей жизни. Туда, где должен стоять Христос – Свет, просвещающий всякого человека. А если бы они забыли о своих грехах и всем существом обратились бы ко Христу, Он Сам бы пришел в их темные пещеры и все страсти со временем рассеялись бы вместе с тающей тьмой.

А еще Порфирий говорил, что, если человек духовно подвизается в надежде избежать адских мук, его мотивы остаются корыстными.

Мой умудренный иноческим опытом собеседник сказал, что все, конечно, оно так, но есть немощь человеческая и дисциплинарное измерение. И если проповедовать только о Божественном всепрощении и любви, забыв об аде, то люди в скором времени духовную борьбу вовсе оставят.

Возможно, он был прав. Религиозная жизнь неотделима от психологической. Духовный и душевный – хоть и разные, но сплетенные между собой пласты. И если в повседневной жизни мотивами людей управляют тревоги и страхи, то откуда возникнет в религиозной жизни иная парадигма.

А всепрощающая любовь – она, действительно, расслабляет. Ведь в ней нет ни страхов, ни тревог, ни давления, ни манипуляций. Только безграничная вера в человека. Сложно не кутить на стране далече, когда из опыта знаешь, что, вернувшись в нужде и похмелье, ты, прокуренный и мятый, будешь, как ребенок, обливаться слезами благодарности в объятьях милующего Отца. Трудно, когда вроде бы тебя не будят, проснуться и пойти вместе с Христом в неизвестность: быть может, в Сионскую горницу или в Гефсиманский сад, во двор к Каиафе или на Голгофу.

Я из опыта знаю, что Господь – Всепрощающая любовь. Помню ощущение Его присутствия, накрывающее морем тепла и смысла. Он был тогда со мной в ванной, после стоял на подоконнике, обнимал в ясеневской ментовке, вдыхал дыхание жизни в в Оптинском скиту, а на освещенной солнцем Покровке сказал, что все наладится. И правда, все наладилось. Я знаю, что Свет пришел не только в мир, но и прямиком в мою скромную ничем не примечательную жизнь. Я совершаю суд над собой уже четверть века. Делаю это, мягко говоря, не очень. А Бог по-прежнему в меня верит, и я очень хочу оправдать Его веру, поэтому с пасхальной надеждой смотрю на пост как еще на один шанс настоящей перезагрузки.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Муфтий Египта запретил торговлю биткоинами, последовав примеру светских властей Киевский патриарх Филарет готов обсудить объединение с Московским патриархатом УПЦ с оговоркой: "Мы за диалог, а они говорят о каком-то вхождении" Тело пастора Грэма поместили в сделанный убийцами гроб Далай-лама обвинил США в создании исламской угрозы и предложил перенести штаб-квартиру НАТО в Москву В сообщении об открытии настоящих мощей Николая Чудотворца увидели политический подтекст

Православная лента