Психологи психфака МГУ и Фонда развития Интернет проводят исследование когнитивных способностей детей и подростков-пользователей интернета. Исследование было начато в 2017 году и продолжится еще год. А пока на ежегодной конференции психфака МГУ, посвященной Неделе безопасного интернета, были представлены его первые, очень интересные результаты, опровергающие тезис о вреде цифровой среды для раннего развития. «Правмир» публикует данные доклада, прозвучавшие на конференции.
Первая фаза исследования – оценка нейропсихического развития дошкольников и школьников младших классов. Психологи выбрали 100 пар “родитель-ребенок”, из детей мальчиков и девочек поровну. Специалисты приехали к детям домой, чтобы беседовать в привычной обстановке, и провели ряд тестов на оценку двигательной активности, развития воображения, письма и логики.
Результаты психологи сопоставили с количеством времени, которое дети (со слов родителей) проводят в интернете. Однако, прежде, чем озвучивать интереснейшие выводы о том, как работает мозг маленьких пользователей и их офлайновых сверстников, приведем сначала данные статистики о том, что вообще дети младшего возраста делают в интернете.
Большинство детей начинают пользоваться интернетом в 4-6 лет (хотя 10% стартовали в сеть до двух лет). Чаще всего до 7 лет речь идет о родительских планшетах и просмотре мультфильмов на ютубе. 62% дошкольников проводят в интернете меньше часа, 36% от 1 до 3 часов, только 4% просиживают дольше. Но с возрастом время пользования сетью возрастает. Так, большинство школьников младших классов проводят в сети 1-3 часа. Стоит отметить, что большинство школьников начальных классов выходят в сеть уже с собственного смартфона, а не с родительского планшета, как большинство дошколят.
Львиная доля действий детей в сети приходится на онлайн-игры и просмотр видео. Однако у маленьких школьников уже появляются взрослые виды активности в сети, такие как поиск информации для учебы, перевод текста, создание своего контента и общение, хотя большинство из них, все-таки, сидит на ютубе.
46% школьников до 11 лет уже пользуются социальными сетями. Хотя регистрация в них, напомним, предусматривает возрастной лимит. Как правило, дети врут свой возраст при регистрации.
Треть младшешкольников – самоучки в освоении цифровых устройств. Но большинству помогли освоиться в сети мама или папа.
Психологи изучили, что пугает или расстраивает маленьких пользователей. По счастью, в отличие от подросткового кибербуллинга, здесь все проще. Большинство пугается приведений, зомби и злодеев в мультиках. Но пугается настолько, что запоминает это, поэтому нам следовало бы задуматься о том, что смотрят наши дети.
Но перейдем к самой интересной части исследования. Психологи изучали, насколько у малышей развиты функции программирования и контроля, серийная организация движений, переработка слуховой и зрительной информации, тонус, утомляемость, гиперактивность и функции левого и правого полушария. Для оценки каждого критерия использовались соответствующие тесты (нарисовать по образцу, сочинить рассказ по картинкам, запомнить и повторить слова или комбинацию движений и т.д.)
Специалисты разделили детей на три группы, в зависимости от их пользовательской активности.
Первая группа – низкая пользовательская активность (ПА) – проводят в сети меньше часа. У этих детей оказались хуже развиты левополушарные функции, слуховая память, зеркально-пространственные функции, хуже других они усваивают двигательную программу. Медленно включались в задания. Зато графический тест выполнили они лучше всех. То есть навыки письма у офлайнеров лучше, чем у других категорий детей. Так же у них лучше развито правое полушарие.
Чем выше пользовательская активность – тем хуже ребята могли воспроизвести прописи (графическая проба). Однако в совокупности с другими тестами, самыми умными и развитыми оказались дети со средней пользовательской активностью, проводящие в сети от 1 до 3 часов в день.
Лучше всех остальных групп они усваивали двигательную программу, быстрее составляли рассказ, запоминали больше слов, имели более богатую лексику, лучшую зрительную память, лучший тонус рук и более низкую утомляемость по сравнению с офлайнерами и теми, кто «засел» в интернете совсем надолго.
Дети с высокой пользовательской активностью имели плохие тесты для правополушарных функций, в остальном показали средние результаты. Лучше всего у них было развито левое полушарие. И, как и ожидалось, они быстрее других выполняли компьютерные тесты.
Психологи сделали вывод, что для развития ребенка оптимально умеренное использование информационных технологий, в «среднем диапазоне», с чередованием с физической активностью и организацией отдыха.
Таким образом, страхи о вреде интернета для дошкольников сильно преувеличены.