Как апостол Петр повторяет судьбу своего Учителя и в его жизни появляется заря Воскресения - о свободе Христовой размышляет Ольга Шульчева-Джарман.
Ольга Шульчева-Джарман
Вериги апостола Петра, как считается, сковывали его во время пребывания в его последнем заключении, в Мамертинской тюрьме в Риме, при гонении Нерона. Однако есть и другое предание, что эти вериги – оковы, оставшиеся на руках Петра, освободившегося чудесным образом, с помощью Ангела (Деян. 12 глава) из Иерусалимской тюрьмы.
Книга Деяний, как ни странно это звучит, совсем малознакомая нам книга. Мало кто сможет пересказать ее сюжет – интересный приключенческий сюжет романа о путешественниках и «смелых и больших людях», которых воистину ведет «веселый ветер» – Дух Божий, близко и осязаемо ими воспринимаемый, но не в экстазах мистики, а в повседневной жизни.
Дух, Пневма (как звучит это слово по-гречески) и есть – ветер, или, если говорить о Духе Святом, водившем апостолов – Ветер, с прописной буквы. У Гиппократа есть такой трактат – «О ветрах», но иногда его переводят и «О духе». Ветер и дух – синонимы для человека, говорящего по-гречески.
Веселый ветер из той самой песенки сына капитана Гранта – тоже практически главный герой замечательного романа Жюля Верна, вдохновлявшей множество поколений мальчишек и девчонок (не будем забывать о смелых и романтичных девчонках, которые с восторгом читают о приключениях на суше и море, о путешественниках и пиратах!).
Веселый ветер ведет героев книги на поиски смелого капитана, которого все считают умершим, погибнувшим, сгинувшим без возврата – и который на самом деле жив. Ветер веет, где хочет и дает свободу. Карты не всегда правы, карты могут обманывать – и остров Мария Терезия может на самом деле называться остров Табор, остров Фавор, остров, названный в честь горы Преображения Христова.
И на острове Табор ждет и не теряет надежды встретить своих любящих детей и своих смелых, не теряющих надежды и таких разных друзей, мореплаватель и герой, мужественный и добрый человек, капитан Грант.
В Деяниях Апостолов веет настоящий Ветер Божий, Дух Святой. Им наполнена вся жизнь действующих лиц. Это Дух Господней свободы, и Его веянием пронизана вся эта книга, которую когда-то называли «Деяния Церкви». У ранних христиан слова «Церковь» и «Дух» были практически синонимами.
…Апостол Петр в Деяниях словно повторяет судьбу своего Учителя – и не страшится ее повторить. Он смело проповедует, он говорит о том, что его соотечественники распяли Праведника, того самого Мессию, которого они ждали, что они пропустили величайшее событие, словно прошедшее мимо них и не просто незамеченное ими, а поруганное и униженное ими.
Но он не мечет громы и молнии – он говорит подавленным своим поступком людям, что Бог во Христе примет их покаяние, что Иисус Христос – не зол и не злопамятен, что, будучи совсем недавно распят с их попущения или, быть может, молчаливого одобрения, Он победил смерть. Теперь Он – в Боге, Он – свободен свободой Бога, Он – выше всех, как Бог, и Он волен дарить Свою радость, свободу и милость каждому приходящему к Нему.
Если раньше Иисус был ограничен человеческой нехваткой времени, человеческой усталостью, человеческой болью, то сейчас Он прорвался через все эти ограничения.
Он может помиловать каждого во Израиле – Он милостив. Он не помнит зла. У Него остается одно, самое горячее человеческое желание – чтобы все спаслись, чтобы все пришли к Нему. И Петр призывает всех прийти к Иисусу, который явно и явственно после Воскресения стал Мессией Израиля.
Но это вызывает гнев знатоков Закона. Петр арестован, избит, брошен в темницу, его скоро казнят. Казалось, он повторяет путь Иисуса. Но нет – Ангел Господень приходит к нему, выводит из темницы, вопреки всякой безысходности, вопреки всякому отчаянию любящих его людей. Он повторяет путь Иисуса – но путь, ведущий в Воскресение. В жизни Петра является заря Воскресения, словно молния, освещающая темную ночь земной тяготы и безнадежности. Вопреки всему.
Воскресение Иисуса Христа прорывается в наш мир. Воскресший Иисус Христос, Сын Божий, Он, над Кем не властна больше смерть – «она Им «более не обладает» (Рим. 6:9), более не имеет над Ним власти, Он вне пределов господства смерти – Он Самый, Бог Живой являет Себя в силе Своего Победительного Восстания в каждом маленьком и большом чуде. Воскресение – это то, что происходит вопреки всякой безнадежности, как говорил арх. Ианнуарий (Ивлиев).
«Иисус Христос абсолютно свободен», – часто говорил о. Ианнуарий в своих лекциях. – «Он может быть со мной и с тобой. А может быть – с тобой, со мной и с ним – одновременно. Может быть со мной в Москве, и с ним в Токио, и с ней в Америке. Может быть в настоящем, в прошедшем и будущем. Для Него после Воскресения нет никаких ограничений».
Петр, как и мы, обычный человек, он не Сын Божий. Но он последовал за Христом, он призван Христом стать Его апостолом – и он становится на этот тяжелый путь, на путь насмешек и бесчестия, но и на путь радостной вести, которую он несет, вместе с другими апостолами, всем народам без деления их на чистых и нечистых.
Петр, как и мы все, христиане, призваны Иисусом Христом на Его, Божественную, Свободу, чтобы быть Его свидетелями – и знаком этого является веяние свободы, молния свободы в нашем несвободном мире.
«Надо верить твердо, что Иисус Христос воистину воскрес, – говорил величайший святой и чудотворец двадцатого века, святитель Иоанн Сан-Францисский, – и тогда Господь всегда поможет».
Христос Бог в силах явить Свое Воскресение, Свою Божественную свободу среди всего зла и несвободы мира.
«Есть, безусловно, очень важная связь между понятием свободы и понятием воскресения. Если мы будем говорить конкретно о воскресении Иисуса Христа, или эсхатологическом воскресении каждого человека по нашей вере, то мы скажем, что воскресение есть состояние полного обожения, Богоподобия, а это есть вхождение в состояние Божественной свободы. Иисус Христос воскресший – Он свободен, Он уже не ограничен пространством, временем, какими-то физическими характеристиками. И Он не ограничен никакой смертью. Он вырвался из несвободы этого мира в иное Царство, которое Он и возвестил с самого начала: там, где Он – там Царство Божие, там Царство свободы (архим. Ианнуарий (Ивлиев)).