80 лет назад родился актер и поэт Владимир Высоцкий. Мы собрали лучшие материалы на «Правмире» о нем.
Крещение Высоцкого произошло в начале 1970 года. Причина принять это Таинство – горячее желание самого поэта. При общении на эту тему с близкими Владимира Семеновича, а именно с его второй супругой Людмилой Владимировной Абрамовой, я понял, что приятель Высоцкого, переводчик с итальянского Давид Карапетян (он недавно скончался), сын тогдашнего предсовмина Армянской ССР, помог ему осуществить этот замысел. Чтобы избежать опасности огласки Крещения в Москве (поэт не хотел неприятностей ни своему отцу, кадровому офицеру, ни режиссеру Ю.П. Любимову, в труппе которого работал), Высоцкий поехал с Карапетяном в Армению, где и принял Святое крещение.
Он написал «Поэму о космонавте» – и Георгий Гречко отметил, что Высоцкий описал космические перегрузки так точно, как будто сам работал на орбите. Где только нашел слова? Как цепкий художник-жанрист, создал галерею современников. Но, кроме песен, написанных «под маской», Высоцкий создавал и лирические исповеди: «Охота на волков», «Кони привередливые», «Купола», «Вариации на цыганские темы»…
Владимир Высоцкий
– Фильм, который у нас получился, был создан на песню «Купола» – очень визуальную, очень русскую, щемящую, – рассказывает Ксения Симонова. – По этой песне можно было создать множество фильмов. То, что у нас получилось, просто воплотило первое чувство, первые эмоции от песни, а эмоций и чувств гораздо больше.
Многие люди, слышавшие песни Владимира Высоцкого о Великой Отечественной войне, были уверены, что автор сам прошел окопы и бои, был летчиком или танкистом. Но в 1941 году великому певцу было только три года.
Владимир Высоцкий
Говорят, Владимир Высоцкий был неверующим. Это не так. Настоящий поэт не может пройти мимо таких тем, как вера и неверие, Бог и дьявол, жизнь и смерть, рай и ад. И у Высоцкого есть ряд серьезнейших произведений на эту тему. Да, он принадлежал к поколению советских людей, которым внушали, что Бога нет и что человек, который звучит гордо – это всего лишь навоз истории. Да, у него были непростые отношения с Богом из-за тех зависимостей, в которых он находился. Тем не менее он как мог боролся со своими недугами и попыток их преодолеть не оставлял до самой смерти. Поэтому путь к Богу перед ним всегда оставался открытым.
Он знал, что погибает, что морфий несовместен не только с жизнью, что не самое страшное, но и с честью, и с совестью. В эти последние месяцы ему приходилось лгать и изворачиваться, от чего он, по воспоминаниям друзей, невероятно страдал, рвал с этой зависимостью и опять возвращался к ней.
Но вот вопрос – равен ли человек своим страстям, сводим ли он к своим ошибкам, только ли в них заключается его жизнь?
Честно скажу: то, что он был некрещен, – это моя личная боль. Я не могу помянуть его на литургии как христианина. Но он был для меня детоводителем ко Христу. Я иногда говорю: родители меня научили говорить, а думать научил меня Высоцкий.
А вот одному моему знакомому повезло. Ехал он в поезде, и вдруг к нему в купе заходит сам Высоцкий. Представляете? Понял, что ошибся, извинился и хотел уже было уходить, а знакомый не растерялся и подсунул ему то, что первым попалось под руку, и попросил оставить автограф. А попалась зачетка, поэтому Владимир Семенович и написал: «Отличных оценок и зачетов», и подписался «Высоцкий».
Но есть другой Высоцкий: это человек удивительного жизнелюбия и сострадания. Открывающий нам великое назначение человека на земле – не быть винтиком в системе чьих-то ценностей и одной из балок новой большой стройки, но действительно венцом творения, от которого зависит дальнейшее. Если перенести в христианскую плоскость – это миссия соработничества с Богом. Высоцкого нельзя назвать в строгом смысле слова верующим, он никогда не говорил о Боге прямо, но ведь само христианское понятие «возделывания рая» и «синергии» с Богом начинается прежде всего с ощущения себя человеком.
Бог христиан есть Любовь. Однако жизненные суровые реалии, живая память о войне и крови, о страданиях и массовой гибели людей, наконец, впечатления от казни того же Пугачева, переживаемые на сцене всякий раз заново, мешали Высоцкому адекватно воспринять эту высшую реалию. Он живо воспринял Его карающее начало. Может быть, он путал Бога с людьми, которые зачастую ригористически и строго говорят от Его имени, но сами отнюдь не живут по Его заповедям? Так бывает.
Владимир Высоцкий