Словно в земных водах Крещения, в водовороте мира встает Христос

19.01.2018 2:35 1

Словно в земных водах Крещения, в водовороте мира встает Христос

Почему мы боязливо называем Бога – Господь, посылает ли Он целенаправленно страдания, и почему нет для Бога чужих – рассказывает Ольга Шульчева-Джарман.

Господь-то видит и попускает

Словно в земных водах Крещения, в водовороте мира встает Христос

Ольга Шульчева-Джарман

Как так вышло, что мы в нашей повседневной благочестивой речи большей частью называем Христа Спасителя боязливо-уважительно – «Господь»?

«Ну, Господь-то знает. Он меня и наказал».

«Ну, Господь-то видит. Это за мои грехи».

«Вот ты прогневила Господа, вот Он тебе и показал, что происходит от непослушания».

«Я грешна, я ропщу на Господа – почему я одна осталась с больным ребенком, а муж ушел? Почему Господь это попускает? Значит, это для чего-то надо?»

«Господь» в этих фразах напоминает какого-то «господина», барина-хозяина, до которого далеко и у которого, как у всякого большого начальника, непредсказуемый и скверный характер, особенно когда надо «вразумить» людишек.

Этот господин хороший сидит и попускает по своему капризу, непонятному никому, кроме него, бесцельному и бессмысленному.

“Бог попускает” – что это? Сидит на облачке такой сытый довольный бог (именно с маленькой буквы) и попускает: попускает ребенку умереть от рака, отцу троих детей попасть под машину и стать обездвиженным инвалидом, матери годовалого ребенка заболеть тяжелым психическим заболеванием, которое фактически лишит ребенка мамы…

И благочестивые люди, которых миновало такое страшное человеческое горе, разведут руками и скажут – вот Господь попустил искушение им, этим другим! Для чего, интересно? За грехи или так, на будущее, для острастки?

Посылает ли Бог страдания

Удивительно! Ведь в первые века христианства слово «Господь» было радостным исповеданием того, что Человек Иисус Христос, распятый при Понтийском Пилате, явил Своим Воскресением, что Он – Бог, что Он – Истинный и Долгожданный Сын Божий, и значит, прошло время бессмысленной скорби.

Когда-то, в глубокой древности, имя «господь» относили к Ваалу – жестокому господу, господину, требовавшему от человека жертв самым дорогим – первенцем. Слово «Ваал» и значит – «господин, господь». И Истинный Бог, словно перехватив меч у врага, сначала учит уста привыкшей к именам ваалов дочери Израилевой произносить Его Имя вместо их страшных имен, а потом говорит: «Ты не будешь более звать Меня: «Ваали» (господин мой). И удалю имена Ваалов от уст ее, и не будут более вспоминаемы имена их… И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа. И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю» (Осия, 2:16-21).

Но ведь во Христе, Господе Боге и Спасителе нашем, все это исполнилось! Небо и земля соединились в Рождестве и получили залог обновления в Теле Воскресшего Господа. Так зачем же обращаться к старому образу ваалов? Прямо как у Тимура Кибирова:

А у этих Господь – ого-го какой!
Он-то и впрямь владыка земной!
Сей мир, сей век, сей мозг головной
Давно под его пятой.

Посылает ли Бог, Христос Бог, Спаситель, вот так целенаправленно и с изощренным садизмом страдания, от которых многие, очень многие ломаются, потому что они им не по силам? Или это слепой грех, как слепой змей-искуситель на фреске из старинной сербской церкви, похожий на убивающий все пырей, в мире бьет направо и налево, и только Христос сострадает вместе с одиноким страдальцем, «становясь в середину бури».

И не Бог, и не мы сами – мир пропитан грехом, тлением, бессмысленным страданием – мир погружен в бессмыслицу греха. И в нее шагает Крестом и Воскресением Сам Христос, чтобы быть рядом с нами.

Став беззащитным, Он вошел в наш мир

Рассуждения же о том, «для чего тебе это страдание Бог послал» (особенно из сытого комфорта или с личной психологической высоты или силы), отдают цинизмом. Это обсуждение прервал Иисус, когда Его ученики изучали слепорожденного «как богословскую проблему», как рожденного нечистым и грешным – они, не-грешные, не-слепые и более-менее чистые.

Бог властен над этим. Но власть Его выражается так: Он, зная, на что идет, и став беззащитным, вошел в наш мир и был сбит с ног насмерть этим бессмысленным процессом, и восторжествовал над ним Своим Воскресением.

Как далеко это от «попускания», от «педагогического лечения» нас горем и скорбями.

Христос воссиявает посреди этой бессмысленности, Он – Бог, а Бог может говорить к сердцу человека, а не через испорченный телефон и «угадайку» Божьей воли по скорбям.

Часто, ох как часто скорби ранят, ломают человека, они не учат, они калечат.

Другое дело, что в них может являться Христос вопреки им самим, вопреки их бессмысленной безысходности.

И разделяет любое страдание с нами

Он разделяет любое страдание с нами, как если бы оно было Его заслуженным. Он не побоялся «стать за нас грехом» (Рим. 8:3), Он разделил наше проклятие и стал проклятым. Он пошел до конца, а не «вот досюда, дальше ты сам».

Он лучше нас знает то, что люди и ломаются от страданий – большинство ломается, кроме людей с крепчайшей психикой или черствых (но черствые и не страдают!).

Христос пришел не атлетов спасать, а инвалидов. Не здоровых, а больных.

Для Него нет чужих. Не чужая была для Него и робкая, гонимая всеми как нечистая, кровоточивая женщина, не чужой была и ушедшая в смерть девочка, дочь Иаира, и никто не чужой, никто не может так далеко уйти, чтобы Он его не нашел.

Да, молох жизни, водоворот оторванного от Бога мира крутит нас и мелет. И в этом водовороте, словно в земных водах Крещения, которые часто изображаются на иконах, как веретено, окутывающее обнаженное, открытое к страданию тело Христа, встает Христос и принимает на Себя вместе с нами «бурю этого мира», как писал Антоний, митрополит Сурожский.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Вулкан казино для ваших эмоций Представитель РПЦ назвал "Матильду" политической ошибкой Мединского Берлинский суд запретил учительнице ходить в школу в хиджабе В поджоге церкви XVIII века в Карелии подозревается 15-летний школьник-сатанист Мэр Владимира противится передаче Золотых ворот РПЦ: "Музей должен быть музеем"

Православная лента