Как научиться понимать ребенка, который не говорит, и какой путь предстоит родителям детей без навыка контактирования. Оказывается, эмоциям можно научить! Для 30 детей все может измениться благодаря вам – поддержите совместный проект фондов «Правмир» и «Гольфстрим» и подарите детям возможность регулярных бесплатных занятий в центре «Вместе весело шагать».
Каждый родитель ждет, когда ребенок начнет говорить. Сначала он гулит, потом повторяет за взрослым, а потом начинает произносить что-то сам. Обычно это происходит в период от 1 до 3 лет, но некоторые дети говорить в этом возрасте так и не начинают. Если присмотреться к такому ребенку, можно понять, что он общается с миром по-своему.
Ирина Скуратовская, руководитель инклюзивного центра «Вместе весело шагать»:
Ирина Скуратовская
«Несмотря на то что развитие ребенка подчиняется определенным закономерностям, каждый ребенок имеет свои особенности, в том числе и специфические, определяющие его собственный вариант развития.
Иногда следует принять как факт: «Мой ребенок не говорит». Конечно, это огорчает и тревожит родителей, но если оттолкнуться от этой фразы, то можно увидеть возможности: «Мой ребенок не говорит как все, а взаимодействует с окружающим миром по-другому».
Одной из причин, по которой ребенок не заговорил, может быть аутизм, расстройство, возникающее у детей из-за нарушений развития головного мозга (несформированности, незрелости корковых и подкорковых структур). Мы уже рассказывали про Аню с РАС (расстройством аутистического спектра), но аутизм – более сложное и глубокое расстройство.
Дети с таким расстройством отстают в социальном развитии, у них снижены способности к социальной адаптации, взаимодействию и общению с окружающим миром. У детей с аутизмом чаще всего страдает речевое развитие. Более того, у ребенка нет стимулов для общения с окружающими, отсутствует интерес, нет возможности получить позитивное эмоциональное подкрепление извне (главным образом, от значимого взрослого).
У Симы несколько диагнозов, один из них – РАС. В свои 5 лет мальчик не говорит и почти не реагирует на обращенную речь. Мама и папа любят сына и стараются помочь ему развиваться.
На занятия в инклюзивный центр «Вместе весело шагать» Симу приводит в основном папа. Это не редкость, с папами приходят десять из сорока детей, занимающихся здесь. Изначально Симу привели на ЛФК, ему тогда было 4 года.
Специалисты занимаются психосоциальным и эмоциональным развитием Симы, развивают мелкую моторику и создают условия для развития познавательной деятельности. С ним проводят занятия психолог, социальный педагог, специалист ЛФК и логопед. На занятиях для Симы создают условия, в которых он «вынужден» реагировать на то, что происходит вокруг него. У Симы есть интерес к разным звукам, специалисты советуют родителям давать ему больше предметов, которые издают звуки – трещотки, ложки, дудки и т.п.
Руководитель инклюзивного центра «Вместе весело шагать» Ирина Скуратовская:
«Почему, несмотря на всю любовь и заботу, которую проявляют родители, ребенок не говорит? У детей с РАС может быть не налажен контакт со значимым взрослым, причина не в родителях, а в особенностях ребенка.
Если контакта с родителями не устанавливается к двум годам, то ребенок потом отказывается устанавливать любые контакты с кем-либо.
В таких случаях главная задача родителей – научиться понимать своего ребенка, даже если его сигналы отличаются от привычных, проговаривать его чувства, развивать интересы через деятельность, расширять имеющиеся сценарии действий с предметами.
Родителям важно развивать познавательную активность ребенка, показывая ему новые способы действий и обогащая среду разнообразными предметами-пособиями, с которыми можно делать все, что угодно – стучать, складывать, катать, разбирать и т.д.
Но при этом не стоит забывать о границах – предмет нельзя взять самому, а можно попросить у взрослых, если они его убрали. Так мы стимулируем использование ребенком отдельных вокализаций (вместо слов «а-э-ммм») для обращения к взрослому. Сначала – к родителю (значимому взрослому), затем – к другим людям (педагогам), и только после этого – к сверстникам.
В игре можно и нужно развивать внимание. Сначала – непроизвольное (его можно вызвать, например, звуком), затем дать игрушку ребенку, предлагая ему действовать самому (находить, как игрушка звучит, не показывая способ). Так формируется «исследовательская деятельность».
Еще одна задача специалистов – научить ребенка устанавливать и удерживать контакт, и только после этого можно начинать учить его. Проблема в том, что у детей с РАС нет ресурсов на то, чтобы реагировать эмоционально. Они не умеют обращаться со своими эмоциями.
Сима успешно идет по этому пути. Он уже научился кидать предметы, скатывать с горки, стучать, нанизывать, прикреплять и отсоединять. Сима активно использует вокализации, когда чего-то просит – подходит к педагогу, заглядывает в глаза, обращаясь к взрослому, говорит «ммм-эээ-ааа». Теперь он будет учиться структурировать вокализации по слогам: «дай» – это «аа», а «помоги» – это «а-а-иа». Родители помогают сыну прохлопыванием слогов”.
“У многих детей с РАС, которые приходят к нам в Центр, пропущен важный сензитивный этап развития, позволяющий ребенку контактировать и эмоционально реагировать на окружающий его мир. Человеческая психика устроена так, что пока не пройден предыдущий этап развития, следующий этап невозможен или сопряжен с большими сложностями. Если ребенка привели в 7-9 лет и у него нет навыка контактирования и эмоционального реагирования, его приходится учить как маленького ребенка”, – говорит психолог.
В норме первые эмоциональные реакции у ребенка появляются к 2-3 месяцам, это так называемый комплекс оживления: ребенок видит взрослого, улыбается, машет ручками и ножками, гулит.
Родители ребенка с особенностями этого зачастую не видят. Сначала, пока он еще маленький, они пытаются вызвать эту реакцию – улыбаются ему. Но если он долго не отвечает, родители смиряются с этим и оставляют попытки, приняв как факт то, что их ребенок не улыбается.
Потом, когда у ребенка начинаются попытки эмоционального реагирования, родители могут пропустить этот момент. Не потому что они плохие родители, а потому что просто не заметили. Кроме того, реакции ребенка с РАС могут быть неадекватны ситуации, он может впервые улыбнуться в тот момент, когда от него никто не ждет улыбки.
На первом этапе задача специалиста – научить ребенка эмоционально реагировать. На втором этапе – реагировать адекватно, когда радостно – радоваться, когда грустно – грустить. Можно научить ребенка выражать эмоции с помощью движений: например, когда радостно – машем руками, когда грустно – мы опускаем голову. Специалисты сначала формируют у детей с РАС реакцию, а уже потом учат ребенка соотносить ее с внутренним состоянием.
На третьем этапе ребенка учат транслировать окружающим те чувства, которые он испытывает.
СПРАВКА:
В инклюзивном центре «Вместе весело шагать» занимаются дети с разными нарушениями – с ДЦП, с расстройствами аутистического спектра (РАС), с синдромом Дауна. Главной задачей специалисты считают их адаптацию, интеграцию в социальную жизнь и дальнейшую социализацию. В нашем совместном проекте с фондом «Гольфстрим» участвует 30 детей, которые будут заниматься в центре 9 месяцев.
Перед тем, как начать заниматься с ребенком, специалисты проводят диагностику, выявляют его актуальные потребности и составляют для него индивидуальную программу. Занятия с детьми – как индивидуальные, так и групповые. Социализация в малой группе для многих детей, не ходивших в садик и школу, станет первым опытом социализации. Через 12 занятий, через 60 занятий и в конце курса специалисты оценят, насколько ребенок продвинулся в своем развитии и чему научился.
Перейти на страницу сбора на сайте фонда