В конце года принято подводить итоги, составлять хит-парады и списки самых-самых. И, хотя в науке важно каждое исследование, а любой выбор весьма субъективен, Алексей Паевский рассказывает о самых интересных открытиях года.
Алексей Паевский
Конечно, и в прошлом, и в этом году одной из самых главных тем было открытие и наблюдение гравитационных волн. В прошлом году объявили об их открытии, в этом – вручили за открытие Нобелевские премии.
Тогда на двух огромных американских детекторах LIGO наблюдалось слияние черных дыр, однако со вступлением в игру европейского игрока, детектора Virgo, расположенного неподалеку от Пизы, точность «привязки» источника гравитационных волн к небу выросла – и громадные научные коллаборации сумели не только обнаружить 17 августа слияние двух нейтронных звезд по гравитационным волнам, но и увидеть это событие в электромагнитных волнах.
Embed from Getty Images
Кстати, в этом деле поучаствовала и российская сеть автоматических телескопов МАСТЕР. На самом деле важно не то, что были обнаружены гравитационные волны от слияния этого типа объекта, а то, что была открыта фактически последняя «форточка» в небо: наступила эпоха гравитационно-волновой астрономии.
Ну и, конечно – заслуженная Нобелевская премия Кипу Торну, главному популяризатору тематики черных дыр средствами Голливуда (напомним, он был соавтором сценария фильма “Интерстеллар”) и его коллегам, Рейнеру Вайсу и Барри Бэришу прекрасно дополнила картину.
Достаточно много новостей в науке было в этом году и из квантового фронта. Например, огромным прорывом стал созданный нашим соотечественником Михаилом Лукиным, который работает в Гарварде и в Российском квантовом центре, программируемый квантовый компьютер на базе 51 кубита.
Множество научных групп сейчас пытается создать универсальный квантовый компьютер, в эти проекты и вкладывают средства многие правительства и корпорации. Вычислительные элементы таких компьютеров, кубиты, действуют на основе квантовых объектов: ионов, охлажденных атомов или фотонов, способных находиться в суперпозиции нескольких состояний.
Профессор физики Гарвардского университета Михаил Лукин
Это позволяет квантовым компьютерам одновременно, за один такт, делать сразу множество вычислений.
Квантовые компьютеры смогут справляться с задачами, для решения которых классическим компьютерам потребовались бы миллиарды лет.
Лукин сотоварищи использовали кубиты на основе холодных атомов, которые удерживались оптическими «пинцетами» – специальным образом организованными лазерными лучами. К слову, Михаил Лукин давно уже знаменит в «квантовом мире». Например, именно он стал тем человеком, кто первым в мире сумел остановить луч света. Неплохо, правда?
Еще одно направление квантовых технологий – это квантовая телепортация (мы уже писали о том, что это такое). Она используется уже очень давно – с 1997 года – для максимально защищенной передачи информации. Ее невозможно взломать. Однако китайский физик Пан Цзянвей, которого в Поднебесной прозвали «отец квантов», сумел удивить и тут, да так, что вошел в топ-10 влиятельнейших людей в науке этого года. В июле 2017 года Цзянвей телепортировал фотоны на спутник, который находился на 1400-километровой орбите. В сентябре он уже использовал этот спутник для того, чтобы устроить видеочат, зашифрованный квантовой телепортацией между Веной и Пекином.
Еще один важнейший прорыв произошел в области медицины. Сначала в августе этого года мы узнали о том, что впервые в мире диффузную B-крупноклеточную лимфому с метастазами в головной мозг удалось вылечить при помощи так называемой CAR-T-терапии (терапии химерным антигенным рецептором).
Каждый год Эмили Уайтхед отмечает рубеж победы над болезнью. /Emily Whitehead Foundation
Суть этой терапии заключается в том, что собственные иммунные клетки пациента, Т-лимфоциты, изымаются из крови, перепрограммируются за пределами тела, после чего возвращаются в кровоток, уже умея охотиться за раковыми клетками и атаковать их. Первый успех пришел к коллективу врачей и исследователей из Массачусетской больницы общего профиля в Бостоне. А двумя месяцами позже случилось знаковое событие: американское агентство по контролю за оборотом пищевых продуктов и лекарственных препаратов (FDA) одобрило сразу две CAR-T терапии для клинического применения.
Интересно, что во время представления новой терапии выступал мужчина средних лет. Вдруг из зала поднялась и подошла к нему девочка по имени Эмили. Она не говорила ни слова, только держала своего отца за руку.
Эмили Уайтхед была безнадежной больной и стала первым в мире ребенком, к которому применили это лечение.
Фото Эмили Уайтхед в августе 2017 года. / Emily Whitehead Foundation
После введения ей лимфоцитов у Эмили начался так называемый цитокиновый шторм, и, если бы CAR-T не действовала так быстро, как обещали врачи, ответ организма Эмили убил бы ее. Однако теперь Эмили полностью здорова. Уже в самом конце года вышло исследование, которое показало, что новый вид терапии спасает примерно половину ранее безнадежных больных раком.
Одним из самых интригующих событий года стало, конечно, наблюдение за объектом, который изначально назвали С/2017 U1. Этот объект обнаружила 18 октября 2017 года американская обсерватория PANSTARRS1.
Первоначально все решили, что это – обычная комета, которые открываются в достаточно большом количестве. Однако вычисленная орбита и скорость передвижения не оставляли сомнений: перед нами уникальный объект. Скорость 25 километров в секунду и гиперболическая траектория говорили о том, что этот объект прилетел в нашу Солнечную систему откуда-то издалека и вскорости покинет ее.
Рисунок астероида “Оумуамуа” (ESO/M. Kornmesser Derivative)
Чуть позже «комету» переименовали в астероид и дали ей собственное имя: `Оумуамуа, что в переводе с гавайского означает «посланец издалека» (впрочем, вариант «разведчик» тоже подходит).
Дальнейшие наблюдения на Очень Большом Телескопе (кроме шуток – так называется комплекс из четырех 8,2-метровых телескопов в Чили) показали: посланник иных миров очень необычен внешне, он похож на огромную сигару длиной в 230 метров и диаметром 35 метров (другая оценка – длина 400, диаметр – 40 метров), а рассчитанная плотность – 6 граммов на кубический сантиметр, то есть почти что плотность железа.
Конечно, велик соблазн назвать это огромным инопланетным кораблем, однако не будем делать таких сильных заявлений.
К тому же есть шансы еще догнать этот астероид. Ученые считают, что вдогонку можно еще успеть отправить миссию. Если отправить ее в 2025 году, можно встретиться с астероидом либо в 2039, либо в 2051 году.
В этом году от нас ушло много замечательных ученых – скончался нобелевский лауреат Алексей Абрикосов, давно уехавший из России, трагически ушла всего в 40 лет единственная женщина – лауреат высшей математической награды, Филдсковской премии, Мариам Мирзахани, создатель МРТ Питер Мэнсфилд…
Но для автора самой большой потерей стала недавняя смерть на 83-м году жизни академика Андрея Анатольевича Зализняка. Великий лингвист, который для обывателя известен больше всего исследованиями берестяных грамот. Каждый сентябрь огромные аудитории в МГУ набивались битком людьми, подчас далекими от лингвистики и от Древней Руси, только ради того, чтобы послушать, как Зализняк рассказывает о находках очередного летнего сезона раскопок в Новгороде и какие новые «берестяные эсэмэски» наших предков удалось ему прочесть.
Однако Зализняк – это еще и фундаментальные труды по лингвистике: уникальная монография «Русское именное словоизменение», которая привела к «Грамматическому словарю русского языка». Точные правила словоизменения сотни тысяч слов – благодаря этому титаническому труду мы сейчас легко переводим при помощи компьютера с одного языка на другой, ищем нужное в Интернете…
А еще он – неутомимый борец с лженаукой. А точнее, борец за истину. Он не клеймил лжеученых – Фоменко, Задорнова, создателей «Велесовой книги», он терпеливо разъяснял, почему они не могут быть правы, попутно рассказывая, как устроен язык, как он живет, по каким правилам изменяется.
Андрей Анатольевич Зализняк
После статей Андрея Анатольевича можно считать закрытым как вопрос с «Новой хронологией» Фоменко, так и с историей о том, что знаменитое «Слово о полку Игореве» было подделкой XVIII века… Увы, теперь его с нами нет. И не факт, что будет кто-то равный: люди его масштаба приходят в наш мир не так часто.