Мы не хотим аттестат, где будет написано «коррекционная школа»

19.12.2017 6:44 67

Мы не хотим аттестат, где будет написано «коррекционная школа»

В Москве прошел пикет родителей московской средней общеобразовательной школы №518 против инициативы директора объединить учебное заведение с коррекционным колледжем. Ранее родительское сообщество школы разделилось на два воюющих лагеря: одни выступили резко против слияния, другие обвинили оппонентов в фашизме.

Требования родителей – самые разные

На Садовнической набережной, перед школой № 518, неспешно собираются родители. Пикет назначен к первому уроку, в 7:40, но в это время никого еще нет. Первые протестующие приходят чуть позже, вид имеют растерянный: «А где пикет-то? Даша будет?»

Заявитель акции, мама восьмиклассника Дарья Струкова просит прощения за опоздание, благодарит всех, кто пришел. На ходу она раздает женщинам белые шары, плакаты и просит выстроиться вдоль тротуара – так она договорилась с правительством. Участницы пикета, всего человек 10, действительно какое-то время стоят в ряд, позируют на камеру, а потом расходятся по группам и заводят разговоры о том, что их волнует.

Мы не хотим аттестат, где будет написано «коррекционная школа»

– Лучше бы вернули старого директора и старого завуча. У меня внук учится в лицейском классе. Прекрасно учится мальчишка. И нам не хочется получать аттестат, где будет написано «коррекционная школа». Ему дорога будет везде закрыта.

– Нас называют фашистами и нацистами, а мы просто хотим, чтобы качественное образование было доступно как детям с ограниченными возможностями здоровья, так и здоровым детям.

– Один ребенок с аутистическим расстройством – это нормально. Но если их, например, два в классе. Они будут мешать. То есть это не про качество образования. Это про что-то другое.

– Да им вообще нет дела ни до больных, ни до здоровых детей. Есть свои интересы, финансовая подоплека, не более того.

– Нам нужен хороший управленец, который бы пришел с хорошей стратегией развития школы, а не с коррекционной программой. У Марии Михайловны нет достаточной квалификации, она вообще специалист по дошкольному образованию.

В стороне, перед самым входом в школу, за пикетом наблюдает директор Мария Михайловна Прочухаева. Мамы как будто не замечают ее. Объясняют, что обо всем поговорили еще в пятницу, 15 декабря.

Мы не хотим аттестат, где будет написано «коррекционная школа»

Директор московской средней общеобразовательной школы №518 Мария Михайловна Прочухаева.

Общее собрание, на котором присутствовали родители с обеих сторон конфликта, учителя и руководство школы, затянулось далеко за полночь. Все вместе искали компромиссы и решали, как сделать так, чтобы дети не пострадали. В результате самый острый вопрос – о слиянии с колледжем малого бизнеса № 4 – вроде бы снят с повестки. Мария Михайловна думала, что в таком случае и пикет отменят, потому что заявлен он как акция против реорганизации школы, но активные родители все равно пришли. Требования у них самые разные – от четко прописанной стратегии развития школы до смены директора.

Заместитель Прочухаевой Денис Анатольевич Макаровский говорит, что среди родительского сообщества нет единого мнения о том, против чего они протестуют. К родителям примкнули радикально настроенные люди, которые выступают против инклюзии в целом. Есть те, кто опасается, что после слияния в аттестате выпускников вместо школы № 518 будет стоять метка «колледж».

Есть отдельная группа родителей, для которых ценностью является школа сама по себе, и они полагают, что в случае реорганизации историческое здание «уплывет». Сложность ситуации еще и в том, что граница между протестующими не проходит по принципу «родители здоровых детей против родителей больных детей».

Мы не хотим аттестат, где будет написано «коррекционная школа»

Перемены начались без их ведома

В разгар пикета у школы появляется Полина и сразу берет в руки белый шар. У ее сына ДЦП, он учится в 9-м классе.

– Я привела сюда ребенка, потому что школа была без статуса инклюзивной, но инклюзивной считалась, – рассказывает Полина. – Во всей этой истории есть ключевое слово – учеба. Представляете, сколько сил нужно ребенку с ДЦП, с нерабочими руками, ногами, головой, чтобы учиться, от учителя сколько внимания нужно, сколько нужно программ, чтобы он не отставал от общей массы. И в школе № 518 такая работа всегда проводилась. И учителя, и родители, и дети – 28 человек в классе – были включены в этот процесс. У моего ребенка есть цель: поступить в институт. Но в случае, если нашу школу свяжет ярлык, что здесь учатся дети с несохранным интеллектом, ему в очередной раз в жизни придется доказывать, что он что-то может. Я не дурак, я не просто так, я работал, я трудился. В его случае не будут смотреть только на результаты ЕГЭ, как нам обещают.

Мы не хотим аттестат, где будет написано «коррекционная школа»

Родители обращают внимание на то, что перемены начались без их ведома. Управляющий совет школы поставили перед фактом: создан ресурсный класс. Массово стали переводиться дети, закончившие инклюзивный детский сад, которым руководила Мария Михайловна. При этом, как говорят участницы акции, не созданы соответствующие условия: в школе недостаточное количество тьюторов и нет штатного медицинского работника.

Необходимость слияния с колледжем Мария Михайловна объяснила родителям тем, что школа финансово нерентабельная, нет возможности платить зарплаты учителям, проблемы с учебниками и даже расформирована ставка библиотекаря. Родители направили запрос в департамент. Там ответили, что школа профинансирована полностью и что слияние – это инициатива руководства школы.

– У нас возникает логичный вопрос: в чем дело? – говорит Дарья Струкова. – Департамент профинансировал школу полностью, а у нас на каждом собрании говорится, что школа финансово несостоятельная, единственный выход – слияние с колледжем. Мы не против слияния как такового, но это все-таки должно быть учебное заведение, которое бы отвечало интересам большинства родителей и сильным направлениям нашей школы – это физика и математика. В нашу школу со всей Москвы дети ездили за этими предметами, а теперь их, можно сказать, нет. За два месяца сменилось три учителя физики.

Директор: Есть невежество и страх «заразиться» от аутистов

Средняя общеобразовательная школа № 518 во все времена была примечательна тем, что задает стандарты инклюзивного образования в стране.

В 2008 году педагогический коллектив школы разработал модель инновационного развития «Образование без барьеров». В следующем учебном году в школе появились первые инклюзивные классы: из 86 учеников начальных классов 13 имели ограниченные возможности здоровья, 4 – диагноз ДЦП, один ребенок перемещается с помощью сопровождающего на инвалидной коляске.

Мы не хотим аттестат, где будет написано «коррекционная школа»

Инклюзивное образование в школе прижилось, и до недавних пор родителей это не смущало, а дети жили дружно.

Когда два месяца в здании не работал лифт, здоровые ребята на руках носили на верхние этажи своих одноклассников-колясочников, не подозревая, что взрослые называют это умным словом «инклюзия».

Полтора года назад директором школы была назначена Мария Прочухаева. У Марии Михайловны богатый опыт в области инклюзивного дошкольного образования. Она была одним из создателей детского сада «Наш дом на Пресне», на базе которого вырабатывались принципы и методики инклюзивного образования. Под руководством Марии Михайловны детский сад получил статус ресурсного центра «Инклюзия» в рамках совместного пилотного проекта ЮНЕСКО – «Московское образование: от младенчества до школы».

В 2009 году Мария Прочухаева перешла работать в детский сад № 288, который тоже стал инклюзивным и под ее руководством вошел в состав Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Колледж малого бизнеса № 4». Кроме детского сада, в комплекс входят специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I-II видов № 1406 «Центр на Павелецкой» для неслышащих и слабослышащих детей и подростков, а также специальная (коррекционная) школа № 532 VIII вида для детей с задержкой умственного развития. Именно к этому комплексу Мария Прочухаева хотела присоединить 518-ю школу.

– Мне казалось, что присоединение к колледжу может снять остроту для детей, которые попадают в риски не сдать ЕГЭ или ОГЭ, – объясняет директор. – Если человек не вмещает в себя все эти знания, это не значит, что его надо выбрасывать на обочину жизни. Образование есть и будет социальным лифтом.

На тот случай, если у ребенка не хватает своих возможностей получить аттестат, колледж может предложить много профессий. С другой стороны, школа небольшая, учеников немного, финансирование формульное, зависит от количества учеников и денег недостаточно. Предыдущие пять-шесть лет на развитие не тратили ничего. В наш цифровой век школа совершенно аналоговая: тряпочка и мел. Колледж как рейтинговая организация, получившая грант, готов был оборудовать нам инженерный и медицинский класс, поправить нашу материально-техническую базу.

Мы не хотим аттестат, где будет написано «коррекционная школа»

Часть родителей выступила резко против объединения. На сайте change.org они разместили петицию «Остановим рейдерский захват школы № 518!», в которой, в частности, написано:

«Директор школы №518 М.М. Прочухаева, назначенная на этот пост в августе 2016 года, проводит политику, направленную на захват и последующее уничтожение уникального образовательного учреждения. В «лучших» традициях рейдеров г-жа Прочухаева, в нарушение статьи 3 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации», не согласовав свои действия с Управляющим советом школы, инициировала присоединение ГБОУ Школа № 518 к ГБПОУ КМБ № 4. Основой задачей этого образовательного учреждения, в состав которого ранее вошли 2 специализированных детских сада, 2 коррекционных школы и 3 профучилища, является подготовка специалистов рабочих профессий.

Также г-жа Прочухаева, грубо нарушив принципы статьи 30 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации», распустила Управляющий совет школы. За ее период работы школа опустилась в рейтинге и приобрела довольно спорную репутацию. Главным мотивом для слияния, по словам г-жи Прочухаевой, является финансовая несостоятельность школы № 518».

По словам Марии Прочухаевой, родители просто не понимают, в чем могли бы заключаться перемены. В соответствии с действующим законодательством, видов и типов школ нет. То есть в аттестате не может стоять пометка «коррекционная школа», потому что их в принципе не существует. Если ребенок по каким-либо причинам не в состоянии овладеть всеми стандартами образования, ему выдается свидетельство об окончании школы. Все, кто способен овладеть программой в полном объеме, получают аттестаты.

При поступлении в вузы, продолжает Прочухаева, значение имеет сертификат с баллами ЕГЭ. На нем не указано, какое учебное заведение абитуриент окончил. Да и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с ментальными нарушениями, чего особенно боятся родители, в школу не хлынули бы, так как есть соответствующий СанПиН, согласно которому наполняемость инклюзивного класса ограничена.

Так, если в классе обучаются 25 человек, только 2 могут быть с ограниченными возможностями здоровья. Если число детей с ОВЗ увеличивается, должно уменьшаться число нормотипичных детей.

– Школа 518 располагает всеми возможностями для того, чтобы каждому ребенку создать те условия обучения, которые ему нужны. У нас есть несколько человек, которые обучаются на дому. Есть дети, которые ходят в школу, но обучаются по индивидуальному плану. Есть дети, которые посещают классы полной наполняемости, но обучатся по адаптированному плану. Есть дети, которым помогают обучаться тьюторы. На сегодняшний день у нас, как ни в одном большом комплексе, 12 тьюторов. Есть ресурсная зона, где обучаются дети, у которых интеллектуальные нарушения, поведенческие нарушения. То есть преград со стороны учителей нет. Но есть невежество и архаический страх «заразиться» от аутистов.

Чем может помешать ребенок

В актовом зале репетиция. Третий класс готовит сценку к Новому году. За процессом следят классный руководитель и тьютор. Они совсем не похожи на классических учителей: два молодых человека в кроссовках и футболках по последней моде. Дети весело разыгрывают перед ними каждый свою роль, и, если бы не разъяснения Марии Михайловны, было бы совершенно не понятно, что у Миши в синей жилетке кохлеарный имплантат, а у Степы в синей рубашке синдром Дауна.

Мы не хотим аттестат, где будет написано «коррекционная школа»

Всего особенных детей в классе 5. Среди них и девочка Вера. Папа Юрий предпочитает думать, что у дочки всего-навсего непростой характер, а мама считает, что легкая форма аутизма. Впрочем, диагноз Вере никто не ставил.

Когда Вера пошла в детский сад, стало понятно, что она сложный и неусидчивый ребенок, а от таких, требующих особого подхода, в обычном детсаду, считает Юрий, всегда хотят избавиться. После того как Вера сорвала урок игры на пианино, Юрию рекомендовали перевести дочку в специальное учреждение. Родители выбрали инклюзивный детский сад № 288, которым руководила Прочухаева. Вера попала в группу к воспитателю Федору Николаевичу, а когда он вслед за Марией Прочухаевой перешел работать в 518-ю школу, как и многие его воспитанники, пошла туда в первый класс.

– Федор занял идеальную позицию: он не пытается сломать Веру и при этом не дает слабину, – объясняет Юрий. – Когда он видит, что она устала и перестала воспринимать информацию, он ей говорит: «Все, Верунь, иди, отдохни». У них там сзади в классе игровое пространство, и он во время урока разрешает ей отдохнуть. А другие дети занимаются. Потом он видит, что у нее все нормально, отдохнула, он просит класс позвать Веру, и Вера, счастливая, довольная, продолжает заниматься.

Когда увидел реакцию некоторых родителей, я был в шоке. Я считал, что ситуация в школе близка к идеальной. Это же прекрасно, когда появляются молодые учителя, у которых горят глаза, которые хотят менять ситуацию с нашим образованием к лучшему.

Чего они боятся? Что особенные дети будут мешать другим? Я не понимаю, чем может помешать ребенок.

Если Вера теряет контроль из-за усталости или еще чего-то, то ее выводят из класса. Не будут из-за одного ребенка всем жизнь портить.

В ответ на петицию противников слияния школы и колледжа малого бизнеса сторонники Марии Михайловны, среди которых родители как больных, так и здоровых детей, опубликовали петицию «Помогите остановить стигматизацию ГБОУ «Школа № 518» и дать право детям на образование!».

«Эти люди настаивают на квотировании детей с ОВЗ и сохранным интеллектом в школе – не больше 2 таких детей на класс. Эти люди настаивают, что в школе № 518 вообще не должно быть детей с ментальными нарушениями развития, потому что это старая добрая элитная школа в самом центре Москвы, появление в которой детей с ментальными нарушениями недопустимо, иначе элитарность сломается, как в свое время сломалась расовая сегрегация – и, о чудо, автобус стал средством передвижения для всех», – говорится в петиции. Таким образом, акцент сместился с чисто административных вопросов, связанных со слиянием, на противостояние «инвалидов и здоровых детей».

А хотят одного и того же – сохранить школу

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья разных типов не в специализированном, а в обычном учебном заведении. Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, была прописана в Законе «Об образовании в РФ» в 2012 году.

Согласно закону, все обучающиеся имеют равный доступ к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Однако с тех пор законодатели едва ли продвинулись вперед. Стандарты инклюзивного образования прописаны только для начальной школы, а понятия «тьютор», без которого невозможен процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общем классе, все еще нет в классификаторе специальностей.

Мы не хотим аттестат, где будет написано «коррекционная школа»

– В законодательном и социальном плане мы не готовы к массовой инклюзии. Есть только письма менеджеров из министерств, которые, к сожалению, мало что понимают в инклюзии и разваливают систему, которую мы строили годами, – считает Клавдия Ивановна Туджанова, кандидат педагогических наук, профессор, преподаватель кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики МПГУ.

– Моя бывшая студентка, которая сейчас преподает в школе для слабослышащих и неслышащих детей, рассказывает, что их с учениками по второму отделению, а это пограничная зона между глухотой и тугоухостью, заставили обучаться по программам и учебникам массовой школы.

А у нас совершенно другие принципы лежат в основе. Они ориентированы на практику, потому что овладеть системой родного языка нашим детям сразу невозможно. История сурдопедагогики доказала, что нельзя обучать детей с первого класса грамматике. Это непродуктивно. Надо обучать грамматике по принципу формирования речевого общения. У них ведь если нет словарного запаса, чем мыслить-то?

В интернете история стала развиваться как противостояние больных и здоровых детей. Однако родители, которые вышли на пикет, подчеркивают, что выступают не против инклюзивного образования, а против слияния с колледжем, который, на их взгляд, не отвечает уровню школы № 518. К слову, в разные годы еще до прихода Марии Михайловны Прочухаевой неравнодушные родители предотвратили два таких объединения с различными учебными заведениями. Теперь они, кажется, согласны на слияние, но с кем, хотят выбрать сами. Мария Михайловна также готова прислушаться – один за другим в школе проходят советы и собрания.

Мы не хотим аттестат, где будет написано «коррекционная школа»

После пикета в кабинет директора принесли небольшой плакат, оставленный протестующими родителями. На плакате красное сердце и надпись «Сохраним школу 518». «Вот удивительно, – смотря на плакат, говорит мама третьеклассника Надежда, которая пришла поддержать директора, – хотим-то одного и того же».

Фото: Ефим Эрихман

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В Свердловской области загорелся храм на Ганиной Яме. Поджигатель задержан Похоронный дом для достойных проводов Правозащитница рассказала о голодовке 17 заключенных иркутской колонии из-за переноса мечети в синагогу Проходи регистрацию в Азино777 Ростовского неоязычника-антисемита заподозрили в экстремизме

Православная лента