Сам Иисус горы не переставлял, но фарисеи прекрасно понимали, что Он имел в виду, говоря про веру, сдвигающую гору. И когда Он был распят, то ненависть и желчь Его противников излилась в полной мере.
Ольга Шульчева-Джарман
– Ну, где же у нас вера! Маловерные мы, слабые, грешные! Настоящая вера может горы переставлять! – порой вздыхают набожные люди.
И сколько бы ни объясняли им, что важнее любить, важнее творить дела помощи ближнему, таинственный и огромный образ гигантского чуда – сдвигания горы словом, остается соблазном и искушением, который не-христиане порой ставят в укор, а то и используют как ловушку, как в повести Н.С.Лескова «Гора»:
«Мы их уловим на Его же словах: Он говорил, что кто будет верить, как Он учил, то такой человек если скажет горе: «сдвинься», то будто гора тронется с места и бросится в воду. С кровли правителя вашего по направлению к закату видна гора Адер. Если христиане добры, то пусть они для спасения всех умолят своего Бога, чтобы Адер сошла с своего места и, погрузившись в Нил, стала плотиной течению. Тогда воды Нила подымутся вверх и оросят изгоревшие нивы. Если же христиане не сделают так, чтобы стронулась гора Адер и загородила течение Нила, это им будет вина».
Ведь действительно, Сам Иисус Христос произнес слова о передвижении горы – об этом повествуют евангелисты Матфей и Марк.
Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф. 17:20).
Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам (Мк. 11:22-24).
Кажется, что здесь сказано вполне явно – человек, имеющий веру размером с самое малое зернышко, которое вошло в ближневосточную поговорку, известную всем (впрочем, если подходить строго, семя кипариса меньше, чем семя горчичное, но у народного фольклора свои законы) – такой человек может поднять и ввергнуть гору в море, или, во всяком случае, производить с ней какие-то тектонические манипуляции.
Неужели у апостолов не было даже и такой веры?
Может быть, на тот момент и не было – ведь история о вере и горе идет сразу после истории об их катастрофической неудаче с исцелением мальчика-эпилептика (Мф. 17:14-17). Веры нет ни у них, ни у отчаявшегося отца, что заставляет Иисуса с горестью воскликнуть: «О, род неверный!» (Мф. 17:17).
Но, с другой стороны, кто из христиан двигал горы как таковые?
Пожалуй, лучше всех владел этим даром святой Марк Фраческий. Гора подвинулась, как повествует житие, когда он просто процитировал соответствующее место из Евангелия.
«Преподобный Марк увидел, что гора двигается, и обратился к ней: “Я тебе не приказывал сдвинуться с места, но беседовал с братом; поэтому встань на свое место!” После этого гора действительно вернулась на место. Авва Серапион в страхе упал ниц. Преподобный Марк взял его за руку и спросил: “Разве ты не видел таких чудес за свою жизнь?” – “Нет, отче”, – ответил старец Серапион. Тогда преподобный Марк горько заплакал и сказал: “Горе земле, потому что на ней живут христиане только по имени, а не по делам”».
Святитель Григорий Неокесарийский, другой чудотворец эпохи раннего христианства, тоже мог повелевать горами, чтобы обратить язычников.
Вот, пожалуй, и все.
Сам Иисус не двигал гор и в море их не бросал, и, что еще более важно, никто из фарисеев и саддукеев не высмеивал Его за то, что Он этого не делал.
Никогда, даже когда Он был распят на Кресте, не звучала в их словах насмешка про гору. Мол, сдвинь-ка гору, Распятый, тогда поверим!
Не звучала – потому что звучала она там прямо, без притчи и иносказания. Они прекрасно понимали, что имел в виду Иисус, говоря про веру, сдвигающую гору.
Не просто «гору», а «сию гору». Эту гору. Храмовую гору. Вместе с Иерусалимским Храмом. Если гора с Храмом двигается, то Храму не стоять. Он рухнет.
О разрушении ветхозаветного Храма говорил Галилеянин, и это бесило Его оппонентов, и поэтому Его считали богохульником, и это было вменено Ему в вину, и об этом не могли толково объяснить лжесвидетели – потому что слова они слышали много раз, а сути не понимали, вот и сбивались в показаниях.
Когда же Иисус был распят, то ненависть и желчь его противников излилась в полной мере:
«Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста!» (Мк. 15:29, 30)
Они прекрасно все понимали во время Его проповеди. Они ужасались при одной мысли, что Он, Иисус из Назарета, говорит о том, что храмовый, ветхозаветный культ, в котором есть чистое и нечистое, в котором не всякий может предстать пред Богом «во дворах святых его», в котором есть ежедневные жертвы животных и горит огонь жертвенника – что этот культ исчерпал себя в очах Божиих. Теперь Бог желает обращаться к людям иначе, на всяком месте и в любом состоянии.
Теперь Он говорит в Своем Сыне – ко всем, нечистым и грешным, иудеям и язычникам. Бог пришел на землю. Сын Божий и есть Храм, и больше никаких храмов с вечно горящими жертвенниками и закалаемыми овнами и тельцами не нужно. Храм существующий, храм, построенный на горе, храм, украшенный золотом Иродом, должен уступить место Храму Истинному, Сыну Божьему.
Все, ожидающие исполнения пророчеств о полном окончании плена и исполнения всех послепленных обетований, несомненно, знали слова одного из последних пророков Израиля, Захарии:
«Это слово ГОСПОДА к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит ГОСПОДЬ Саваоф. Кто ты, великая гора? Пред Зоровавелем ты станешь равниной; и вынесет он замковый камень при шумных восклицаниях: Благодать, благодать на нем!» (Зах. 4:6-7).
Иисус – истинный Мессия, который вынесет замковый камень здания и тем самым завершит его. Он и сделал это.
Только не так, как предполагали.
Он совершил это на Кресте и в Воскресении. Вот тогда Он и сдвинул храмовую гору.
И сейчас мы приходим в церковь для того, чтобы таинственно участвовать в Евхаристии, в том деле Христа, которое Он совершил для всех на земле – для грешных и не очень, для умных и глупых, для больных и здоровых, для чистых ритуально и нечистых ритуально. Он сдвинул гору, чтобы ничто не разделяло нас и Его. И ничто не мешало нам видеть в других людях – людей, за каждого из которых Он умер, сдвигая эту гору…
Фото: tatmitropolia.ru
…У Лескова ювелир (златокузнец) Зенон сдвигает гору такой молитвой, чтобы спасти от гибели обреченных на смерть христиан:
«Зенон упал на колени и вскрикнул:
– Небесный Отец! пощади всех живущих! Ты дал им понять, что Тебе все возможно, низведи же в сердца их любовь к другим людям!
И когда он молился, он почувствовал, что гора взбухала, как губка, кремнистые ребра ее впадали, а мягкая осыпь выпячивалась, и покрывавшие ее плиты лопались и крошились… И вдруг все всколебалось, оскретки мелких камней брызнули, как из пращи, и сыпучие оползни сунулись и поползли вниз целыми пластами.
– Зенон, гора движется! – услыхал Зенон у себя за плечами, и на руки его с высоты упала Нефора.
Зенон оглянулся и увидал, что огромный отломок горы, на котором стоял он, отделился и летит по скользкому склону в воду.
– Будь Твоя воля над нами! – прошептал Зенон и прижал к своей груди сомлевшую Нефору.
И глыба с обоими с ними катилась, а из волн и из расщелин горы люди кричали:
– Гора идет!.. Гора идет!! Велик Бог христианский! Сдвинул гору художник Зенон златокузнец!»