Что мы будем делать с искусственным интеллектом, у которого есть свои планы

27.11.2017 6:35 4

Что мы будем делать с искусственным интеллектом, у которого есть свои планы

Как технологии влияют на мозг и образование, чему учить современных школьников и на что стоит ориентироваться сегодня, чтобы остаться человеком. Выступление Татьяны Черниговской на VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме.

Что мы будем делать с искусственным интеллектом, у которого есть свои планыТатьяна Черниговская – доктор биологии и филологии, заведующая Кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук и Лабораторией когнитивных исследований СПбГУ

Знание работы мозга поможет понять, как устроено общество

Если бы мы знали, как функционирует мозг, то получили бы информацию о том, как функционируют сложные системы, включая социальные. Социум – сложная система, которая подчиняется определенным законам. А мозг – сложнейшая из систем, это такая модель, в том числе социума.

Так, существуют когнитивные алгоритмы принятия решений. Для тех, кто об этом никогда не размышлял, хочу разочаровывающе сказать: не думайте, что мы принимаем решения, вспоминая Аристотеля или Декарта.

Ничего подобного. Большинство решений – истерические, они совершенно неадекватны и опасны. Взял и сделал так, совершенно не размышляя. Стоит это иметь в виду, это не шутки.

Мозг учится всегда и везде

Организация профессионального общего и высшего образования – это то, где нам умения мозга могут быть полезны.

Если и есть что-нибудь, чего мозг не умеет делать- это то, что он не умеет не учиться. Он учится каждую секунду, всегда, везде. Это происходит не только в классе или в студии какой-то. Вот сейчас, во время дискуссии, происходит очень мощное воздействие на наш мозг.

Средства коммуникации изменятся, если мы будем знать, как эта коммуникация происходит в мозгу.

Подготовка интеллектуальных и социальных элит, которые соответствуют уровню и типу развития цивилизации в данный момент, – это очень важный пункт. Это то, что в мире не разработано почти никак.

Мы знаем, что есть элитарные школы, кстати, с очень жесткой дисциплиной, готовящие детей, которые будут управлять миром. Они подготовлены очень серьезно с детства. Дальше они идут в Гарвард. Но как их готовить?

Нужно учить школьников правильно работать с информацией

Образование должно быть построено по другому принципу. Возможно, нам надо учить школьников совершенно другим вещам. Учить извлекать информацию из внешнего мира, говорить, какую и где. Мы все понимаем, что такое интернет и сколько там непроверенной информации, я уже не говорю об опасной. Значит, детям нужно рассказывать, где искать и чему верить.

Как научить их учиться? Как научить контролировать внимание и память? Как научить правильно классифицировать информацию, куда ее девать?

Мозг – это сложнейшая нейронная сеть. Если все нейроны вытянуть в одну линию, то получится страшная величина – 68 раз можно облететь Землю или семь раз слетать на Луну. И это есть в голове каждого из нас. Более того – эта сеть все время меняется. За то время, что мы разговариваем, она у каждого изменилась. И для обеспечения всего этого требуется огромные вычислительные мощности.

Обучение меняет наш мозг физически

Я всегда говорю студентам: учиться надо не потому, что лучше быть умным, а не дураком – это нам всем известно, а потому что обучение физически меняет нашу нейронную сеть. И это не метафора, есть научные исследования, которые доказывают, что плотность и качество нейронной сети и окружающей ее среды меняются.

Обучение приводит к росту дендритов и аксонов, даже к увеличению числа нервных волокон. То есть это физические изменения в лучшую сторону.

Что мы будем делать с искусственным интеллектом, у которого есть свои планы

Татьяна Черниговская. Фото: ТАСС

Эффективность серого и белого веществ растет у тех, чей мозг занят трудной работой, а не вообще какой-то – она должна быть сложной. Но у каждого сложность своя. Если старушка сидит на лавочке и решает кроссворд, для нее это сложная работа, пусть решает.

Нужны сложные книги, доказательства мощных теорем, написание сложной музыки. Мозгу должно быть трудно, только тогда он улучшается.

Кстати, в лучших школах детей еще и натаскивают на это. Их воспитывают не на том, у кого лучшая машина. В одной гимназии я потеряла дар речи: один мальчик говорит другому: «И ты хочешь сказать, что ты Платона по-русски читаешь, что ли?».

Он имел в виду, что никто не отменял греческий или латынь. Не потому что не переведено, а потому что, извините за банальность, это такой кайф особый – «Я могу сделать то, чего вы не можете».

Со временем человечество решит все главные задачи

NBIC технологии – нано- био-, информационные, когнитивные и социальные технологии приводят к конвергенции образования, развития креативности и междисциплинарности мышления, начиная со школы.

Мы не должны недооценивать того, что сейчас происходит. Дети на самом деле умнее. У них очень большая скорость переработки информации, и они любят решать новые, никем не решенные задачи.

Когда мы студентами обсуждаем темы для научных работ, я говорю: «Имейте в виду, это не задачка, ответ на которую у меня в кармане лежит. Это реальная научная проблема, и ответа нет ни у вас, ни у не меня. Возможно, вам удастся ее решить, а если нет, то ничего страшного, потому что большинство главных задач человечество не решило, но со временем решит.

У людей с компьютерной зависимостью есть серьезные отклонения в памяти

Поколение «Гугл» или так называемый «плоский мозг» – это серьезная вещь. Раньше мы записывали информацию на что-нибудь, чтобы она осталась, когда ее реальный носитель, то есть человеческий мозг, отправится к праотцам. И это то, что двинуло нашу цивилизацию.

Но сейчас-то что? Сейчас внешняя память – это то что, рядом лежит. Научная информация говорит нам: у людей, которые не вылезают из интернета, есть серьезные отклонения в памяти, даже в качестве серого и белого вещества.

Я могла бы показать сканы головного мозга у тех, кто находится в компьютерной зависимости. Эти картинки похожи на сканы мозга людей в наркотической и алкогольной зависимостях. Значит, сам факт зависимости приносит вред.

Билл Гейтс разрешает у себя дома включать вай-фай только в течение двух часов, а потом все отключается.

Как изменится мир? Роботы с сознанием, с более сильным, чем у нас, интеллектом уже есть. Говорю об этом с ужасом, потому что мы можем не знать о том, что у них в сознании. Это не разговоры на кухне, это обсуждается в серьезных научных дискуссиях.

Может появиться искусственный интеллект, который не просто помогает по квартире, а имеет своё сознание, а значит, свои планы, цели и эгоизм. И мы можем не входить в эти планы.

Срастание людей с компьютерами возможно уже сейчас. Это не происходит массово, но техническая возможность есть. И вот тут встанут огромные правовые и этические вопросы.

Человек, у которого в голове чип, никогда не устает, у него нет нервов, зато есть гигантская память. Этот человек и просто человек – это что? Нам что с ними делать? С этими личностями, которые страшно от нас отличаются.

Наш мир стал текучим, прозрачным, нестабильным и мерцающим

Мы прозрачны. Развитие персональной геномики – это потрясающая вещь, даже не надо рассказывать насколько: это мощный скачок в медицине.

Но если есть секретная, индивидуальная информация, то это она. Я очень сомневаюсь, что ее удастся удержать в коробочке. Потому что не вы расшифровывали геном, значит, где-то же он лежит.

Всерьез обсуждается вопрос о том, что искусственный интеллект можно признать личностью. Личность! Значит, она попадает в правовое поле. Но в какое правовое поле и кто попадает? Автор программы, владелец, сама эта железная штука?

Или мы превращаемся в людей, у которых есть ключики, как у старых игрушек, или у нас есть свобода воли, и мы можем принимать личные решения.

Что мы будем делать с искусственным интеллектом, у которого есть свои планы

Татьяна Черниговская. Фото: spbu.ru

Нужно увеличивать гуманитарную составляющую образования

Науку никогда никому остановить не удавалось и не удастся. Поэтому я вижу только один выход – гуманитарная составляющая нашего образования и знания для всех, включая маленьких детей, студентов, взрослых людей. Она должна быть поднята на очень большую высоту. Человек должен не делать каких-то вещей не потому, что ему по рукам дадут, а потому что это его личное решение.

Мой любимый философ Иммануил Кант сказал очень много мудрейших вещей, в частности о том, что ориентироваться надо на звездное небо над головой, то есть на высшие ценности и на нравственные законы внутри нас, что не менее высокая ценность.

Если мы хотим остаться на этой планете не в качестве останков, а в качестве homo sapiens – людей с достоинством, с интеллектом, с пониманием того, кто они и где находятся, то это то, что мы должны видеть утром каждый день.

Спасибо вам за терпение!

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Instagram по требованию пользователей заблокировал страницу девушки, которой устроили травлю из-за видео с танцами в хиджабе Суд не отдал Церкви три здания в Екатеринбурге, чтобы не навредить среднему профессиональному образованию В Московской Патриархии объяснили поджоги «за Матильду» душевным нездоровьем радикалов Почитаемого в России «святого доктора» Гааза католики причислили к лику блаженных Берлинский суд запретил учительнице ходить в школу в хиджабе

Православная лента