Дети выпустились из школы и…пропали. Слезы учителя

05.10.2017 20:23 4

Дети выпустились из школы и…пропали. Слезы учителя

Каким должен быть учитель, чтобы выпускник подарил ему квартиру, и что общего у хороших педагогов – рассказывает Ксения Кнорре Дмитриева.

Моей дорогой школе, которая научила быть собой
Настоящим учителям, которых мне повезло знать
Ушедшим учителям, которые навсегда с нами

Дети выпустились из школы и…пропали. Слезы учителя

Ксения Кнорре Дмитриева

Мое интервью с одним из лучших в стране учителей физики, многократным лауреатом учительских премий фонда «Династия», много лет преподававшим в знаменитой питерской 239-й школе Юрием Лазаревичем Слуцким должно было состояться у него дома.

Я с удовольствием прогулялась по центру до типичного петербургского двора – немного мрачного, немного обшарпанного и при этом невыразимо уютного, зашла в парадное и, сверяясь с адресом, поднялась на этаж. За гостеприимно распахнутой дверью, помимо самого удивительного хозяина, обнаружилась нетипичная для этого города квартира: светлая, яркая, просторная.

Интервью затянулось и впоследствии оказалось одним из самых проникновенных в моей жизни; это было пока единственное в моей жизни интервью, с которого я ушла с подаренными мне цветами. После двух часов беседы мы пили чай, мы оба никуда не спешили, и хозяин с явным удовольствием вспоминал работу в школе, рассказывал о своих учениках, о себе.

В какой-то момент я не удержалась и сделала комплимент квартире: какая прекрасная, светлая, с каким вкусом и продуманно обставлена и оформлена! И Юрий Лазаревич, сияя, ответил:

– Эту квартиру со всей обстановкой, кроме книг, мне подарил мой ученик!

Когда ко мне вернулся дар речи, я спросила – и как же он учился? – ожидая услышать, что это был круглый отличник, любимый выпускник, ставший светилом физики, – но Юрий Лазаревич махнул рукой и радостно ответил:

– Троечник!

И добавил:

– Так и сказал: мы приняли решение, и оно – не обсуждается!

Кажется, в этот вечер я поняла что-то важное о том, кто они такие – настоящие учителя.

* * *

Работая над сборником интервью лучших учителей России, я постоянно испытывала чувство неловкости за то, что я получаю такое удовольствие от работы. Спектр моих эмоций был разнообразен: от бешеного восторга до тихого восхищения, но каждый учитель, с которым я встречалась, был по-своему прекрасен, хотя все они были очень разными – от молодых хипстеров с самокатом у крыльца до строгих восьмидесятилетних корифеев, которые приходят на работу исключительно в костюме.

Только спустя некоторое время я начала понимать, как мне повезло с этим сборником: очевидно, что профессионалы высокого уровня любой профессии безусловно интересны, но тут меня ожидали встречи с теми, кто умеет и любит говорить, рассуждать, искать ответы на вопросы, кто умеет слушать и любит делиться.

Общаясь с замечательными учителями, я искала ответ на все больше занимавший меня вопрос – что общего у хороших учителей. Должно же быть хоть что-то! Но чем дальше, тем больше я убеждалась в том, что они очень разные, и среди десятков выдающихся представителей этой профессии я не могла найти двух похожих друг на друга людей. Посудите сами.

Хороший учитель строг или, наоборот, добр? Среди признанных авторитетов профессии есть как те, у кого тройку еще надо заслужить, так и те, которые всегда ставят пятерки не глядя.

Хороший учитель терпелив? Я встречала как спокойных и невозмутимых, так и очень вспыльчивых, эмоциональных, ярких, которых обожают ученики.

Хороший учитель – подвижник? Да, многие из них, безусловно, отдают всего себя школе и ученикам, но есть и те, для кого это просто профессия, а не вся жизнь, и кто после уроков едет кататься на сноуборде, танцевать танго и умеет жестко поставить границу между тем, что он должен делать на работе и что не должен.

И даже в таком, казалось бы, однозначном вопросе, как любовь к детям, не было единого ответа. Я познакомилась с учителями, которые считают, что любить нужно собственных детей, а в школе детей надо уважать, учить, надо им помогать, но не любить. И я, конечно, знаю учителей, для которых все ученики – это немножко их дети. И те, и другие – профессионалы высочайшего класса, лауреаты учительских премий фонда «Династия», обожаемые своими учениками.

И все-таки по окончании работы, когда я перечитала все наши разговоры и внимательно посмотрела на их портреты, я нашла некоторые черты сходства.

***

Настоящий учитель всегда уважает ребенка. Он знает, что ребенок, в том числе и маленький – личность. Он никогда не позволит себе сказать «Мал еще рассуждать», «Заслужи сначала, чтобы я тебя уважала», «Твое дело – молчать и слушать».

Настоящий учитель умеет держать дистанцию, даже если у него с учениками дружеские и неформальные отношения. Он может ходить с ними в походы и смотреть рядом на пуфиках кино, может выслушать самое сокровенное, поддержать и посоветовать, он может даже быть с учениками на «ты», но он всегда для них – учитель.

Настоящему учителю очень интересно то, чем он занимается. Он читает книги и статьи по своему предмету, он непрерывно учится, даже если сам так не считает, он понимает, что, чтобы оставаться на месте, нужно бежать, а чтобы двигаться вперед, нужно бежать вдвое быстрее. Он делает это не из страха утратить квалификацию и не потому, что должен – он любит свой предмет.

Ему интересно с детьми, они его вдохновляют и удивляют. Он с удовольствием наблюдает за ними, ему действительно важно услышать, что они думают, он искренне радуется их успехам и любит с ними общаться.

Настоящий учитель умеет признавать свои ошибки и извиняться перед детьми и знает, что он этим не уронит свой авторитет. Он не напишет в дневнике «Спорил с учителем», потому что доверяет своим ученикам и знает, что они могут сказать то, чего он не знает.

Настоящий учитель, уйдя из образования по тем или иным причинам, всегда будет тосковать по школе. Я встречала учителей, которые, будучи на пенсии, приходили чуть ли не каждый день в школу «просто так». Знала тех, кто возвращался с пенсии, не выдерживал без школы. Знала тех, кто по разным причинам работать в школе не может, но говорит о ней с такими глазами, что становится сразу понятно: это место, где он был счастлив.

И эти замечательные люди идут в школу ради наших детей. Они отдают им свой талант и годы, они бьются в кровь с тоннами бумаг и бесконечными образовательными нововведениями, они получают за свою работу смешные деньги, их пытаются унизить чиновники, а они все равно каждый день приходят в школу, встают возле доски и начинают урок.

Едва ли есть люди, которые в такой степени заслуживают благодарности и так редко ее слышат, как учителя. Естественный ход событий – дети выросли и ушли, и учителя из года в год отпускают тех, кому они отдали часть своего сердца, не ожидая, что те, если они станут успешными в той или иной области, вернутся и поблагодарят их.

***

Одна учительница рассказывала мне, что у нее был чудесный класс, с которым они душа в душу прожили их последние годы в школе. Она их обожала, дети ее тоже, они много общались в школе и вне ее, вместе организовывали всякие прекрасные события, в общем, по ее словам, она внутренне была уверена, что они будут приходить, навещать.

А они выпустились и… все пропали. И ей было очень тяжело принять это. И она их ждала. А они не шли и никак о себе не напоминали. А потом вдруг она совершенно случайно наткнулась в какой-то интернет-дискуссии на реплику своей бывшей ученицы из этого класса, и та, отвечая на какой-то совершенно не связанный со школой вопрос, написала: «Как меня учили в школе…» – и дальше процитировала то, о чем они говорили именно с этой учительницей. «И когда я увидела это, – сказала учительница, – мне сразу стало легко и спокойно. Значит, что-то у них осталось, значит, все было не зря».

У меня к вам одна просьба. Я не верю, что есть люди, у которых не было ни одного замечательного, памятного на всю жизнь учителя.

Любимый учитель – это человек, что-то навсегда изменивший в ребенке в лучшую сторону, причем глубина и отложенный эффект этих изменений может быть не меньше, чем от влияния любимых родителей.

Пожалуйста, вспомните сегодня о нем, а если будет минута – напомните ему о себе тем или иным способом.

Мало что так мало стоит и дарит столько радости, как благодарность.

Спасибо вам, дорогие, за то, что вы учили нас и учите наших детей и внуков! Мы редко к вам приходим, но мы вас помним, мы вспоминаем вас со школьными друзьями, которые часто наши самые близкие друзья, и в каждом из нас живет часть вашей души.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Банные веники из можжевельника оскорбили религиозные чувства алтайки Казино Вулкан Платинум подарит вам незабываемые эмоции Зарабатывайте деньги без особых усилий в казино "Вулкан" Противники РПЦ в Петербурге проведут митинг, приуроченный к столетию декрета об отделении Церкви от государства Русская православная церковь продолжит оказывать помощь Сирии, заявил патриарх

Православная лента