Княжеский род Юсуповых был одним из самых богатых и влиятельных в императорской России. Как известно, его последний отпрыск принимал непосредственное участие в убийстве «святого старца» Григория Распутина. Но с представителями древнейшей фамилии связан не только этот исторический факт — есть ещё несколько удивительных историй и зловещих легенд. В семье долгие годы верили в предание, что их род был проклят во времена Ивана Грозного и из-за этого все потомки обречены на несчастья.
Основателем рода видных российских аристократов был хан Ногайской Орды (государства, существовавшего между Волгой и Уралом в XIV-XVII веках) Юсуф-мурза. Он воевал за власть со своим братом и, опасаясь за судьбу детей, отослал малолетних сыновей Юнуса и Алея ко двору могущественного русского государя Ивана Грозного. Царь одарил прибывших землями и деревнями, повелел титуловать их князьями и дозволил продолжать исповедовать мусульманство. Самого Юсуфа-мурзу вскоре действительно убил родной брат. Но дальновидный поступок хана спас жизнь его сыновьям. Проклятие семьи произошло во времена царя Фёдора Алексеевича. Правнук Юсуфа-мурзы Абдул-мурза принимал в своём имении в Романове (сейчас это город Тутаев Ярославской области) патриарха Иоакима. Дело происходило во время православного поста, и священнослужителя то ли по незнанию русских обычаев, толи из хвастовства накормили гусём — по одной из легенд, Абдул-мурза хотел доказать, что его повар может приготовить птицу, по вкусу неотличимую от рыбы. Патриарх разгневался и пожаловался государю. Богомольный Фёдор Алексеевич приказал отобрать у Абдула-мурзы имение. Чтобы не остаться нищим, тот в качестве извинения принял крещение и перешёл в православную веру, став Дмитрием Юсуповым-Княжево (фамилия была выбрана по имени знаменитого хана, впоследствии потомки укоротили её до Юсуповых). Царь простил новоявленного христианина и вернул ему имущество.
Однако, согласно семейному преданию, соплеменники Абдула-мурзы были оскорблены таким поступком. По их просьбе одна из самых могучих степных колдуний наложила на новоявленный православный род страшное проклятие: чтобы отныне в каждом поколении семьи было не больше одного наследника мужского пола, а остальные уходили из жизни, не достигнув 26 лет.
Сохранившиеся архивные документы подтверждают, что такое происходило на самом деле. Слова проклятия передавались в семье из поколения в поколение: «И пусть из рода всего до 26 лет доживает только один. И да будет так, пока весь род не изведется под корень».
Проклятие мистическим образом сбывалось в течение нескольких столетий, что в итоге привело к несметному богатству рода Юсуповых — ведь в семье всегда оставался только один наследник и финансы не приходилось делить между родственниками. К 1917 году княжеская фамилия по материальному благополучию была второй в стране после царствующего клана Романовых.
Юсуповым принадлежало 250 тысяч десятин земли, а также огромное количество заводов, фабрик и рудников. Их ежегодный доход составлял около 15 миллионов золотых рублей, их коллекция антиквариата не уступала собранию Эрмитажа.
Драгоценности Зинаиды Николаевны, матери Феликса Феликсовича, убийцы Распутина, ранее принадлежали европейским монархам — к примеру, знаменитая жемчужина «Ла Перегрина» (или «Пелегрина»), с которой княгиня не расставалась, изображена на портретах испанского короля Филиппа II, жившего в XVI веке. На протяжении многих веков представители княжеской фамилии исправно служили российской короне. Сын Абдула-мирзы (Дмитрия) Григорий Дмитриевич прославился во время петровских сражений под Азовом и Нарвой и удостоился ордена Святого Александра Невского. Следующий Юсупов, Борис Григорьевич, был директором первого в России привилегированного учебного заведения — Сухопутного шляхетского корпуса. Его сын, Николай Борисович, долгое время был всесильным фаворитом Екатерины II, в семье сохранилась картина, где он и императрица изображены в образах Аполлона и Афродиты. Через него шла переписка царицы с французскими просветителями Вольтером и Дидро, драматург Бомарше посвятил ему стихотворение.
В американском фильме 1932 года «Распутин и императрица» жену Феликса Юсупова показали любовницей царя. Князь подал в суд, с тех пор в голливудских лентах стали указывать, что все события и герои вымышлены.
Ещё одна удивительная легенда княжеского рода связана с Зинаидой Ивановной Юсуповой, супругой Бориса Николаевича, сына Николая Борисовича. Она происходила из знаменитой фамилии Нарышкиных, вышла замуж в совсем юном возрасте и родила от взрослого мужа сначала сына, а потом дочь, которая умерла сразу после появления на свет. Княгиня поняла, что проклятие продолжает действовать, — и заявила супругу, что отныне не будет делить с ним ложе, поскольку не хочет «плодить мертвецов».
Женщина сдержала слово. При этом, по воспоминаниям Феликса Феликсовича, не отказалась от романов на стороне: «Прабабка моя была писаная красавица, жила весело, имела не одно приключение». Согласно семейному преданию, у Зинаиды Ивановны была бурная любовная связь с неким народовольцем, которого за революционную деятельность заточили в Шлиссельбургскую крепость. Княгиня пыталась как-то помочь ему, хлопотала о помиловании, но не успела его добиться. Возлюбленный умер в тюрьме. После этого Зинаиду Ивановну словно подменили: она перестала появляться в свете и долгое время жила затворницей.
В 1861 году она вышла замуж за красивого, но бедного француза, который был младше жены на 20 лет (Борис Николаевич умер в 1849 году). Чтобы оставаться аристократкой, женщина купила мужу титулы графа Шово и маркиза де Серр, после чего уехала с ним во Францию, сказав, что с радостью отказывается от «проклятой фамилии». История имела удивительное продолжение.
После революции большевики в поисках спрятанных драгоценностей устроили тщательный обыск в бывшем доме Зинаиды Ивановны на Литейном проспекте в Петрограде. Здесь была обнаружена потайная комната с замурованной дверью. В комнате стоял гроб с забальзамированным мертвецом. Историки предполагают, что княгиня выкупила тело возлюбленного и поместила его рядом со своей спальней.
Феликс Феликсович не являлся прямым потомком князей Юсуповых по мужской линии. У сына Зинаиды Ивановны, Николая Борисовича Юсупова, было трое детей — Борис, Зинаида и Татьяна. Борис умер в младенчестве от скарлатины. Мужская ветвь рода прервалась, но проклятие сбылось в судьбе дочерей. В 1878 году Зинаида поранила ногу во время конной прогулки.
Знаменитый доктор Боткин поставил безнадёжный диагноз — заражение крови. В беспамятстве девушке пригрезилось, что в комнату вошёл знакомый с княжеской семьёй священник Иоанн Кронштадтский и его молитва помогла больной выздороветь.
Зинаида очнулась и попросила, чтобы знаменитый священнослужитель навестил её. Тот откликнулся на просьбу — и княжна действительно выздоровела. Но, согласно проклятию, двух наследниц в роду остаться не могло — и через несколько лет от тифа скончалась её сестра, которой было 22 года. В 1882 году Зинаида Николаевна вышла замуж за поручика Феликса Сумарокова-Эльстона, которому императорским указом было позволено принять титул и фамилию тестя, то есть именоваться князем Юсуповым. В браке родились двое сыновей, Николай и Феликс. Николай всего полгода не дожил до своего 26-летия — он был убит на дуэли. Феликс Феликсович Юсупов стал последним отпрыском фамилии — хотя и не прямым потомком по мужской линии. После долгих уговоров матери молодой человек женился на Ирине Александровне Романовой — племяннице императора Николая II. В браке родилась дочь Ирина (впоследствии, уже в эмиграции, она вышла замуж за графа Николая Шереметева, и род Юсуповых окончательно прервался).
В 1916 году Феликс Юсупов вместе с несколькими товарищами стал участником убийства Григория Распутина, которого заговорщики считали главным виновником несчастий России. В своих воспоминаниях Феликс Феликсович пишет, что лично подложил «святому старцу» яд, а когда тот не подействовал, выстрелил в жертву и позже помогал сбросить полумертвое тело в полынью Невы. Распутина заманили во дворец Юсуповых на Мойке под предлогом свидания с Ириной Александровной — одной из красивейших женщин своего времени. «Святой старец» не устоял против искушения. Императрица Александра Фёдоровна, очень привязанная к Распутину, просила, чтобы заговорщиков казнили. Но среди них был великий князь Дмитрий Павлович, внук Александра II и двоюродный брат Николая II, поэтому наказанием для преступников стала всего лишь ссылка. Феликс Феликсович отбывал её в своём курском имении Ракитном. После отречения царя от престола семья Юсуповых на время поселилась в Крыму, в 1919 году она покинула Россию на британском линкоре «Мальборо». На родине остались 4 дворца и 6 доходных домов в Петербурге, дворец и 8 доходных домов в Москве, 30 усадеб и поместий по всей стране, много заводов, фабрик и рудников. Но часть средств была заранее дальновидно переведена в зарубежные банки, да и драгоценности жена и тёща захватили с собой. Так что за границей Юсуповы не бедствовали и имели огромный собственный дом в Булонском лесу в Париже. Старый князь Феликс Юсупов умер в 1928 году, его супруга Зинаида Николаевна — в 1939-м. Феликс Феликсович до последнего дня вёл праздный и разгульный образ жизни. Он скончался в 1967 году, полностью растратив все остатки денег некогда богатейшей семьи — настолько, что князя пришлось хоронить в могиле матери, поскольку выкупить ещё одно место на кладбище было не на что. Проклятие завершилось логическим финалом: род Юсуповых извёлся под корень.
Журнал: Тайны 20-го века №24, июнь 2019 года Рубрика: Тени прошлого Автор: Элина Погонина
Источник: ufospace.net
The post Проклятие князей Юсуповых first appeared on X-Digest.