Архиепископия русских приходов в Западной Европе отказалась самоликвидироваться и переходить под прямое управление Константинополя вопреки предписанию Вселенского патриархата. Решение было принято в субботу, 23 февраля, в ходе голосования на внеочередной генеральной ассамблее епархии в Париже. Собрание провели в ответ на решение Вселенского патриарха Варфоломея об упразднении русского экзархата в Западной Европе. Об этом русской службе RFI сообщил секретарь епархии Николай Лопухин.
В общем собрании архиепископии приняли участие более 200 священнослужителей и делегатов от мирян из разных стран Западной Европы. Более 190 участников ассамблеи высказались за то, чтобы архиепископия продолжила свое существование, 15 - за роспуск и переход в грекоязычные митрополии Константинополя.
Русская архиепископия объединяет более сотни приходов в разных странах Западной Европы, в основном во Франции. Епархии принадлежат собор Александра Невского в Париже, храм святых Николая и Александры в Ницце, церковь на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
С 2016 года православную общину возглавляет архиепископ Иоанн Хариупольский (Реннето). Архиепископия не относится к Русской православной церкви и ведет свою родословную от приходов, созданных русскими эмигрантами после революции 1917 года. В 1931 году Константинополь принял ее на временной основе в качестве своего экзархата - церковной области за пределами государства, в котором расположен патриархат, после чего парижская епархия сохраняла относительную независимость. В 1999 году патриарх Варфоломей вернул ей статус постоянного экзархата
27 ноября 2018 года, на фоне предоставления независимости украинской православной церкви, Константинополь решил отозвать дарованный 20 лет назад томос и упразднил свой русский экзархат. В Стамбуле уверяют, что решение связано с внутренней структурой патриархата и позволяет ликвидировать "непрактичное и неканоническое" дублирование юрисдикций русской архиепископии и других православных митрополий Константинополя. Поэтому патриарх Варфоломей не просто отозвал статус экзархата у русских приходов, но и предписал им "влиться" в местные грекоязычные митрополии Константинополя.
Противники такого решения отмечают, что оно даже не обсуждалось архиепископом Иоанном. Кроме того, месяц назад на сайте епархии появилось коммюнике, в котором говорится, что многие священники и диаконы получили письмо от греческих митрополитов "с приказом прекратить поминовение архиепископа Иоанна, присоединиться к духовенству греческой Митрополии, как будто приходы и общины Архиепископии уже входят в состав Митрополии, а также предоставить ему все требующиеся документы". В русской архиепископии это предписание сочли вмешательством во внутреннюю жизнь церковной организации, "незаконным как с точки зрения канонического, так и гражданского права".
На ассамблее обсуждалась и дальнейшая судьба русских приходов. По словам Николая Лопухина, среди возможных сценариев перечислялись переход к РПЦ (этот вариант он отметил как основной из всех обсуждавшихся), к РПЦЗ (Русской православной церкви заграницей, воссоединившейся с Московским патриархатом в 2007 году) или к Румынской церкви. В РПЦ ранее заявляли о готовности взять архиепископию "под свое крыло", а архиепископ Иоанн объявил делегатам, что уже ведет переговоры с Москвой.
Как сообщил диакон русской архиепископии Александр Занемонец, переговоры с РПЦ ведутся на достаточно высоком уровне, но об официальном документе на этот счет речь пока не идет, и обсуждение этого вопроса может занять несколько месяцев. При этом идею присоединения к РПЦ разделяют далеко не все приходы. Так, староста православной общины в Ницце Алексей Оболенский заявил, что Москва уже отобрала у прихода Свято-Николаевский собор и намерена отобрать храм святых Николая и Александры в Ницце, по поводу которого сейчас идет судебный процесс. На этом фоне переход в юрисдикцию РПЦ невозможен. Другие эксперты также уверены, что в составе РПЦ архиепископия не сможет сохранить свою независимость.