Как по деревьям, посаженным на могиле, можно было определить, кем был покойник

01.08.2021 6:01 0

Как по деревьям, посаженным на могиле, можно было определить, кем был покойник

Я помню, как в детстве мое воображение поражала огромная сосна, которая росла рядом с могилами моих бабушки и дедушки. Сосна потом сгнила изнутри, и ее срубили. Думаю, что дерево выросло там еще до смерти моих родственников. Однако раньше русские специально сажали на кладбищах деревья. По ним можно было узнать, кем же был покойник и что с ним случилось.

На самом деле в былые времена сажать на могилах усопших деревья было принято, и это не было чем-то из ряда вон выходящим. Данный обычай ученые объясняют существовавшими верованиями в то, что душа покойного связана с могилой и предметами, находящимися с ней в непосредственной близости. Дерево на могиле имело то же предназначение, что и надгробный камень – это новое вечное место обитания (пребывания) души покойника. А вообще посаженное на могиле дерево считалось залогом благополучия всей семьи умершего.

Дерево сажали либо сразу после похорон, либо на 40-й день смерти. Считалось, что до этого момента душа умершего еще находилась внизу. Славяне верили в то, что, посадив дерево, они сделают легче душе покойного. А болгары и сербы, например, были уверены в том, что именно в дерево переселяется душа усопшего. Однако повсеместно бытовала примета – если дерево принималось и хорошо росло, то покойник был праведником. Если же этого не происходило, то говорили, что похороненный в могиле человек совершил много грехов при жизни. Но в каком бы состоянии не находилось дерево, трогать его было запрещено. Дерево не разрешалось жечь и рубить, а также срывать с него плоды. Сербы считали, что человек, сорвавший с кладбищенского дерева ветку или плод, причиняет душе невыразимые страдания. Поэтому славяне боялись, что покойник может обидеться, начнет приходить в дом, насылать болезни.

Как бы то ни было, далеко не все славяне сажали деревья на любых могилах родственников. Так, южане сажали деревья на могилах молодоженов, на могилах людей, не оставивших потомства, и тех, кто не успел вступить в брак. Вероятно, как символ продолжения преждевременно оборвавшейся человеческой жизни. Что касается погребения влюбленных, не успевших вступить в брак, то для этой цели брали веточку или небольшое дерево целиком. Чаще всего это была слива или яблоня, реже черешня, вишня, абрикос. Погребальное деревце украшали лентами, нитками, пряниками, яблоками. Кое-где, если умирала девушка, на ветках закрепляли платок, а если парень – рубаху. Дерево нес перед гробом девушки молодой человек, перед гробом парня – девушка. Интересно, что дерево помещали после погребения в изголовье и таким образом, чтобы оно не принялось. Прижившееся дерево сулило еще одну смерть. А вот, когда дерево засыхало и падало, на его место уже сажали точно такое же.

Плодовые деревья сажали также там, где был погребен так называемый заложный покойник, то есть тот, кто умер раньше срока неестественной смертью, а также тот, кто совершил суицид. Как известно, таких людей нельзя было хоронить на кладбище, поэтому вместо креста или надгробной плиты и сажали деревья. Вообще плодовые деревья чаще других использовали в ритуальных обрядах. Недаром именно под плодовыми деревьями раньше закапывали тела мертворожденных и некрещеных младенцев. Наибольшей популярностью пользовалась яблоня, которая считалась посредником между двумя мирами, связующим звеном в приобщении души к миру предков. В восточно-сербском и болгарском похоронном обряде маленькую яблоню тоже несли перед гробом, сажали на могиле (вместо креста), чтобы умершие могли через нее общаться с живыми. Медиатором между миром живых и миром мертвых, равно как и символом теплых чувств считалась и калина. Поэтому ее, как правило, сажали на могилах наиболее дорогих, близких и любимых людей: матерей, девушек.

Вечнозеленые растения тоже сажали на кладбище. Согласно старинному украинскому обычаю, на могиле казака сажали ель. Правда, ее могли заменить дубом или явором (белым кленом). Украинцы считали, что ель, как, впрочем, и сосна, не позволяли умершему «ходить после смерти». Жители Урала были уверены в том, что сосна – это исключительно кладбищенское дерево. Аналогичного мнения они были и о березе. Березы – своеобразный символ скорби, в отличие от той же сосны, олицетворяющей бессмертие. Именно березовыми ветвями обметали могилы усопших на Троицу.

Кстати, ветки, собранные с деревьев, растущих на кладбищах, использовались на Руси во многих ритуалах. В частности кладбищенские березы считались магическими деревьями: их ветками следовало стегать «подменыша» (ребенка, которого похитили духи, заменив его на другое существо или предмет), чтобы вернуть украденного младенца. Ветки кладбищенских деревьев участвовали и в любовной магии. Также ветки, сорванные с таких деревьев, использовались во всевозможном вредоносном колдовстве. А вот использовать кладбищенскую древесину в хозяйственных или производственных целях (например, в качестве дров) запрещалось. Люди верили, что это очень опасно для жизни нарушителя запрета.

Источник: salik.biz

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Казино вулкан играть на реальные деньги ФСБ разработала систему защиты храмов от террористов по потенциальному количеству трупов при теракте РПЦ анонсировала образовательную программу по основам нравственных ценностей для детсадовцев В Ватикане заявили, что испытывают "стыд и скорбь" из-за насилия священников над детьми в США Марк Цукерберг в иудейский Судный день извинился за негативное влияние Facebook

Православная лента