О крушении гигантского НЛО в горах Тянь-Шаня в 1991 году писали очень мало — наверное, потому, что слишком скупы были сведения об этом событии. А ещё, может быть, и потому, что случилось оно в дни развала СССР, когда общественности было не до летающих тарелок…
События развивались следующим образом. 28 августа 1991 года в 04:42 утра по местному времени радары станции на полуострове Мангышлак зарегистрировали в воздушном пространстве очень крупный объект. На экране он появился внезапно, как будто возник из пустоты. Объект имел длину 600 метров, 110 метров в диаметре и летел над Каспийским морем с северо-запада на высоте 6600 метров со скоростью 960 километров в час. Ни на какие запросы не отвечал.
О появлении «пришельца» немедленно сообщили в Прикаспийскую часть ПВО. Два патрульных истребителя МиГ-29 направились на перехват; ещё две машины поднялись по тревоге с аэродрома К. Пилотам поставили задачу — посадить объект на аэродром. В случае неповиновения: открыть по чужаку огонь и уничтожить.
Встреча состоялась точно в рассчитанное время, в 05:12. Лётчики наблюдали объект визуально и на экранах радаров.
Выглядел он как гигантский дирижабль без каких-либо выступающих деталей, только на бортах в его головной части было два круглых иллюминатора диаметром в одну шестую высоты.
Операция по перехвату «дирижабля» закончилась быстрее, чем ожидали лётчики. При попытке открыть огонь отказали системы вооружения всех истребителей, а при подходе к объекту на 500-600 метров начались перебои в работе двигателей. Сам же объект вдруг стремительно увеличил скорость: за минуту она достигла 6800 километров в час.
В 05:27, в районе озера Иссык-Куль, НЛО скрылся из зоны видимости и исчез с экранов радаров.
Однако всё это лишь начало истории о «российском Росуэлле», как её окрестили на Западе.
В конце сентября 1991 года до населения киргизской столицы Бишкек дошли слухи о том, что в горах к востоку от города
Пржевальск (ныне Караколь), в урочище Шайтан-Мазар, разбился крупный НЛО. В район катастрофы немедленно вышла группа местных энтузиастов во главе с известным уфологом Э. Бачури-ным. Однако собранной наспех экспедиции пришлось повернуть назад из-за плохих погодных условий, обилия снега и трудности передвижения по горам.
Примерно в это же время в район катастрофы был направлен вертолёт, чтобы установить точное место крушения НЛО, но по неизвестным причинам вертолёт упал в горах, и весь экипаж его погиб.
Сообщениями о разбившемся НЛО заинтересовались в Алма-Ате. В отличие от бишкекских уфологов алмаатинцы подготовились к походу основательно. Экспедицию возглавил опытный лётчик, полковник в отставке Николай Свечков. Он собрал команду не просто специалистов в разных областях знаний, но людей с хорошей физической и психологической подготовкой, которые владели навыками альпинизма, прошли тесты на совместимость и поведение в экстремальных ситуациях. У группы имелись различная аппаратура, видео — и фотокамеры: казахстанское правительство выделило энтузиастам два вертолёта.
12 июня 1992 года экспедиция Н. Свечкова была доставлена к предполагаемому месту катастрофы. Поскольку погода испортилась, вертолётам пришлось опуститься в стороне от него, у подножия хребта; здесь и разбили базовый лагерь. Урочище
Шайтан-Мазар (кстати, место это издавна пользуется недоброй славой у окрестных жителей, отсюда и название, которое переводится как «Могила дьявола») находилось в четырёх километрах от цели, по ту сторону гор. Наутро, не дожидаясь улучшения погоды, поисковый отряд нач; восхождение.
Объект увидели сразу, как толь перевалили хребет. Даже с расстояния в полтора километра огромный, разбитый надвое корабль производил потрясающее впечатление. Высотой он был не меньше пирамиды Хеопса; его округлые серо-стальные бока блестели в мглистом тумане. После того, как поражённые исследователи приближались к таинственному объекту, у всех возрастало дискомфортное состояние: — страх, кто-то — головную боль, тошноту или просто слабость. Приблизительно в 800 метрах от НЛО волосы у людей встали дыбом», а приборы зарегистрировали сильнейшее «избыточное» статическое электричество.
Крайне странно вели себя и магнитометры, указывая на практически полное отсутствие магнитного поля. Даже взятые на пробу скальные породы с расстояния 800, 600 и 400 метров от НЛО (ближе, по общему согласию, исследователи решили не подходить) были полностью размагничены. Все электронные часы демонстрировали на своих циферблатах нули. Шесть механических часов показывали разное время. Не дала результатов ни видео-, ни фотосъёмка. Плёнка в аппаратах попросту засветилась.
Участники экспедиции задались вопросом: что же здесь произошло? Вероятно, объект, летевший на большой скорости, нижней частью фюзеляжа зацепился за скалу. После удара он начал скользить по горизонтальной горной платформе, оставляя за собой глубокий след. Взрыв произошёл внутри центральной части корабля (на это указывает характер повреждений), и он раскололся на две почти равные части. Внутри корабля были видны несколько палуб и несущие конструкции.
У исследователей имелись два герметичных костюма радиационной защиты, снабжённых шлемами и баллонами с запасом воздуха. Решено было направить на корабль людей, у которых уже был опыт работы в подобных костюмах. Им предстояло проникнуть в одну из половин разбившегося НЛО и проверить, имеется ли на корабле экипаж (которому, возможно, требовалась помощь).
Положение осложнялось тем, что вышли из строя рации. У смельчаков, которые окажутся на борту НЛО, не будет связи с основной группой. Однако решили рискнуть.
По-видимому, защитные костюмы оказались недостаточно надёжны: оба исследователя получили тогда смертельную дозу радиации. Один умер от лучевой болезни через три месяца, второй — Алексей Романовский — прожил ещё пять лет и скончался в Москве на 31 году жизни. Он дал подписку молчать о том, что видел на борту НЛО, однако перед смертью всё-таки рассказал одному из московских уфологов о своём посещении инопланетного корабля.
«Мы вошли в правую половину, поскольку в ней среди искорёженных взрывом конструкций виднелся проход, — сообщил Алексей. «В коридоре… было светло, но источников света нигде не было. Казалось, свет испускают все окружающие поверхности. Нам попались несколько ответвлений, ведущих наверх, но мы решили не сворачивать. Мы прошли коридор почти до конца и оказались в овальном помещении. В нём все стены и потолок, занимали изогнутые трубы разных диаметров и конструкции типа катушек. В кресле перед прибором, похожим на шар, сидел пилот. Он выглядел как человек, только очень высокого роста; если бы он встал, то был бы гораздо выше нас. На нём был облегающий костюм тёмно-серого цвета и маска, похожая на противогаз. Он сидел к нам боком. Когда мы стали приближаться к нему, он повернул к нам голову. На меня нахлынул сильный страх. Мой товарищ упал, я подхватил его и выволок в коридор…».
В течение нескольких последующих лет уфологи собирали всю возможную информацию об этом НЛО, искали деньги на следующую экспедицию, делали запросы на проведение космической фотосъёмки урочища Шайтан-Мазар. Однако казахстанские и российские власти теперь отделывались отписками или молчанием, а то и намеренно чинили препятствия исследователям.
Только в 1998 году новая экспедиция во главе с московским уфологом Николаем Субботиным смогла, наконец, отправиться в горы. Достать удалось только один вертолёт — группа арендовала его с великим трудом у частной компании. К месту катастрофы прибыли 23 августа. Но НЛО исчез! Исследователи нашли 20-метровую воронку, образовавшуюся от взрыва, и более ничего.
Создавалось впечатление, что кто-то все тщательно разровнял и засыпал, уничтожив следы катастрофы 1991 года. Приборы не регистрировали никаких аномалий, о которых сообщала предыдущая экспедиция. Субботин обследовал окрестности с высоты. На соседней возвышенности обнаружились странные линии, напоминавшие посадочные полосы на аэродромах. В конце этих полос были ровные площадки диаметром 20-25 метров, на которые могли садиться вертолёты. Вполне вероятно, что там побывали военные и вывезли обломки НЛО, не забыв при этом уничтожить следы его пребывания здесь.
В итоге экспедиция Н. Субботина так ничего толком и не выяснила. Не было ни остатков корабля, ни очевидных следов его падения. Беседы с пилотами вертолётов и самолётов, летавших в этом районе, тоже ничего не дали. Кое-что, однако, сообщило местное население. Оказывается, в период с 1992 по 1996 годы здесь наблюдалось заметное оживление: летали вертолёты, ездили машины… Похоже, как и в случае с катастрофой НЛО в американском Розуэлле, в бывшем СССР тоже делают всё, чтобы поставить под сомнение свидетельства о терпящих катастрофы звездолетах с других планет. А тем временем где-то в секретных лабораториях ведутся эксперименты…
Журнал: Тайны 20-го века №38, сентябрь 2010 года
Рубрика: Уфология
Автор: Игорь Волознев
Источник: ufospace.net