История освобождения Подмосковья от фашистских оккупантов знает немало примеров отчаянного героизма и удивительного мужества. Но то, что произошло в деревне Стеблево Волоколамского района, иначе как чудом не назовешь. Местные подростки в течение двух дней обороняли подступы к деревне, не дав вражеской армии захватить этот стратегический пункт, открывающий дорогу на Москву. Сын одного из этих «мальчишей» и краевед, досконально изучивший историю необыкновенного подвига, рассказали корреспонденту «Подмосковье сегодня», как детям удалось справиться с наступающими немецкими частями.
ПОМОЩНИКИ ПАРТИЗАН
В октябре 1941 года, когда немцы захватили Стеблево, Толе Николаеву исполнилось 13 лет. Все его крестьянские предки родились и умерли здесь. Мальчик рос без отца, его воспитывала мама, с утра до ночи работавшая на ткацкой фабрике.
Приход фашистов лишил стеблевцев крыши над головой. Солдаты вражеской армии молча под дулами автоматов выгоняли местных из их домов и заселялись туда сами. Стоял необычайный для конца октября холод, куда было податься?
– К счастью, почва еще не промерзла, поэтому отец вырыл землянку в своем огороде, – рассказывает сын героя Андрей Николаев. – Там они и жили вместе с матерью. Бабушка вспоминала, что немцы пускали ее в собственную избу только для того, чтобы приготовить им еду.
На мальчишек оккупанты не обращали внимания, поэтому те могли бегать везде, где им вздумается. Этим воспользовались действовавшие в окрестных лесах партизаны.
Самым известным из них был Герой Советского Союза Илья Кузин. Хромой от рождения, он не попал на фронт, но прошел московские курсы подрывников. Его группа была заброшена в Волоколамский район, и там Кузин с товарищами подрывали эшелоны с боеприпасами, склады и мосты. Для получения информации о противнике партизаны использовали деревенских мальчишек, в том числе Толю Николаева. Ребята бродили по деревне, запоминая количество военной техники и месторасположение стратегических объектов, подслушивали разговоры офицеров – многие пацаны в школе учили немецкий. Потом бежали в лес и передавали разведданные членам группы Кузина.
КТО НАС ЗАЩИТИТ?
– Оккупанты у нас в деревне не зверствовали, – говорит Андрей Анатольевич. – Среди солдат, живших в нашем доме, были и французы, они показывали фотографии Парижа, смеясь, убеждали бабушку, что когда-нибудь она там побывает. Но прямо на глазах отца однажды произошел жуткий случай. Трое советских солдат сдались в плен, предполагая, что им сохранят жизнь. Фашисты их раздели и расстреляли.
Тем временем наши части подступали. 15 декабря мобильный отряд полковника Порфирия Чанчибадзе совершенно неожиданно обрушился на Стеблево и мощным ураганом выбил оттуда ничего не подозревающих немцев. Обычно оккупанты при отступлении сжигали за собой деревни, города и села. Но в данном случае было не отступление, а бегство. Фашисты бежали, бросив военную технику, оружие, личные вещи. У Андрея Николаева до сих пор хранится трофей – ящик для инструментов, оставленный оккупантами, жившими в их доме.
Выбив врагов из Стеблева, отряд Чанчибадзе двинулся дальше. Но жители беспокоились: вдруг немцы вернутся? К тому моменту уже было известно про зверства, творимые фашистскими карателями, про сожженные соседние деревни, про расстрелы мирных людей. Кто защитит родные дома?
ВЕТЕРАН ФИНСКОЙ ВОЙНЫ
– Отец и еще несколько мальчишек отправились к ветерану Финской войны Ивану Володину, – продолжает Андрей Николаев. – Его ранили в боях, он стал инвалидом и поэтому избежал мобилизации. Во время оккупации он прятался от немцев в каком-то схроне.
Ребята попросили ветерана помочь организовать защиту деревни. И Володин принялся за дело. Прежде всего он велел мальчикам собрать оружие и боеприпасы, которые в беспорядке валялись по всему Стеблеву. Научил стрелять.
Той зимой выпало очень много снега. Сугробы были полутораметровой высоты. Володин велел пацанам вырыть в них траншеи, опоясывающие деревню со стороны Иосифо-Волоцкого монастыря. Разложить в них оружие через каждые несколько десятков метров. И ждать.
Немцы появились утром следующего дня. Ребята услышали треск мотора и увидели солдата на мотоцикле. Выстрелили в него несколько раз. Не попали, тот развернулся и уехал. А через несколько часов к Стеблеву подошла большая группа фашистов. Мальчишки снова принялись стрелять. Они перебегали по траншеям и вели беспорядочный огонь с нескольких меняющихся точек так, чтобы у врага сложилось впечатление, будто деревню обороняет многочисленный отряд. Немцы раз за разом предпринимали атаки, но так и не решались приближаться. Осторожничали, видимо, решив, что Стеблево заняла одна из советских военных частей или, возможно, партизанский отряд.
Почти двое суток ребята стреляли и бегали, бегали и стреляли. Пока в деревню не вернулся отряд Чанчибадзе, который очистил округу от вражеских войск.
ОДИННАДЦАТЬ СМЕЛЫХ
Анатолий Николаев потом рассказывал сыну, что для него происходящее было чем-то вроде увлекательной игры. Он не думал, что это приключение может закончиться смертью. Просто хотел пострелять и совершенно не чувствовал себя героем. Володя Овсянников, Саша Крыльцов, Толя Володин, Коля Печников, Павлик Никаноров, Толя Николаев, Витя Печников, Ваня Рыжов, Петя Трофимов, Володя Розанов и Ваня Дервянов – вот имена волоколамских «мальчишей», спасших родную деревню.
– Почему горстка ребят смогла удержать натиск отборных солдат вермахта? – задается вопросом волоколамский краевед Татьяна Бабурова. – Думаю, здесь сработала психология. Дети находились на родной земле. А захватчики – на неизвестной им местности, которую они знали только по картам. Они всего опасались.
К тому же «мальчиши» действовали по канонам военной науки. Иван Володин, прошедший через бои в финских снегах, просто применил свой опыт.
НЕКОМУ БЫЛО ХЛОПОТАТЬ
Как ребята сами не считали себя героями, так никто их за героев и не считал. То, что они сделали, для жителей деревни было естественным. Свою землю надо защищать, и точка!
– Подвиг волоколамских «мальчишей», бесспорно, был достоин награды, – убеждена Татьяна Бабурова. – Но за них некому было похлопотать. Ивана Володина вскоре, несмотря на увечье, отправили на фронт, откуда он не вернулся. Порфирий Чанчибадзе, который был свидетелем этого подвига, скончался практически сразу после войны.
«Мальчиши» жили своей жизнью. В военные годы работали на лесоповале – нужно было отстраивать взорванные мосты и разрушенные дома.
В мирное время шли в армию, возвращались в родную деревню, работали здесь, женились, рожали детей. И умирали. Сейчас уже не осталось в живых никого из того блистательного отряда. Потихоньку стирается и память об их подвиге. Время от времени звучали предложения установить в Стеблеве памятник или хотя бы мемориальную доску с именами ребят, спасших деревню. Но до воплощения идеи дело так и не дошло.
Источник: salik.biz