Известно, что самый большой древнегреческий артефакт — Колосс Родосский — был высотой 36 метров, то есть с 13-этажный дом. В мире есть и другие каменные гиганты, но если исключить Колосса Родосского, то поспорить за пальму первенства с остальными скульптурами могут только буддийские и джайнские святыни.
Люди древности всегда были устремлены в высоту. Так, египетские Колоссы Мемнона тоже весьма впечатляют — они устремлены ввысь на 18 метров. Византийский Колосс Константина, сохранившийся фрагментарно, был, вероятно, около 12 метров высотой. Высота частично вырубленных из скалы статуй в египетском храме Абу-Симбел — 20 метров. Афина Промахос работы скульптора Фидия была высотой в 9 метров. Но джайнские статуи намного выше.
Джайнизм появился в Индии примерно в одно время с буддизмом — в середине тысячелетия до нашей эры — и основан на том же учении о духовном пробуждении, что и буддизм. Только, в отличие от буддизма, джайнизм более суров и требует от адептов большей самоотдачи и предельного аскетизма. Родоначальник джайнизма, кшатрий Вардхамана, раздал не только всё своё имущество, но даже одежду — ходил абсолютно голым и духовно прозревал. У него появилось немало последователей, которые стремились отринуть восемь смертных грехов и стать джайнами, то есть просветлёнными. Сделать это было не слишком сложно.
Следовало преодолеть восемь ступеней самоотречения: не есть по ночам, не убивать одушевленных существ, не есть плодов бросимума (так называемого молочного дерева, поскольку в них содержался сок, похожий на молоко) и молодых ростков бамбука, не есть мёд и говядину, не отбирать чужое имущество, не спать с замужней женщиной, не есть цветы, масло и сыр, и, конечно, не поклоняться чужим богам. Разумеется, это были только начальные требования, чтобы адепт мог вступить в общину.
По мере духовного роста требования ужесточались. Верхом святости было избавление вообще от всего лишнего, как это сделал Вардхамана. Джайны даже разделились на два толка — «носящие белые одежды» и «надевающие одежды из воздуха».
Последние, понятно, ходили голыми. Но и те и другие много внимания уделяли самоистязаниям — так, верили они, и происходит духовное очищение и просветление.
К любым излишествам джайны относились сурово. Своё тело они не жалели и всячески его мучили. Тело должно страдать от холода и голода. Так что одевались последователи джайнизма плохо и в старьё, если вообще одевались, чаще всего ходили босиком, а питались очень скудно. Другое дело — храмы. На строительство и украшение храмов никаких средств они не жалели. Каждый храм обязательно украшался статуями наиболее почитаемых джайнов, арихантов и тиртханкаров, то есть учителей, достигших полного истребления человеческих страстей и ставших богами. Конечно же, статуи старались делать максимально крупными.
Первые джайнские храмы были традиционного индийского образца, то есть скальные. А статуи — в виде горельефов, выступающих максимально во фронтальной плоскости из каменной основы, что давало иллюзию объёма. Самыми крупными из древних храмов джайнов считаются пещерный монастырь Эллора (VIII век), интересный тем, что в этом святом пещерном городе соседствовали с джайнскими храмами индуистские и буддийские, и скальные храмы в Деогархе, где строительство велось с VII по XVII век. Один из самых ранних — Шантинатх с замечательной монументальной резьбой, архитектурный комплекс Кхаджурахо Джайн, расположенный в одноимённой деревне, строительство которого началось в X веке и продолжалось два столетия, храм того же времени Гоматешвара, храмы Дилвара (XI-XIII век) и Палитана, где строительство велось на протяжении 900 лет начиная с XI века.
Стены джайнских храмов изобилуют резьбой по камню, иногда камень становится похожим на кружево. Не все изображения, конечно, крупные, но самых значимых тиртханкаров джайны старались делать выше человеческого роста, иногда — во много раз. Как буддисты делали своих Будд невероятных размеров, да ещё и располагали часто на значительной высоте, так и джайны стремились к монументализму.
Ещё с глубокой древности у них сложился канон изображения 24 тиртханкаров, которых они любовно помещали в храмах наряду с прочими богами и богинями. Самые главные — Ришабха (Адинатха), Аджита, Самбхава, Абхинандана, Сумати, Падма-прабха и другие. Все они были вполне реальными историческими личностями, о них даже сохранились сообщения современных писцов, а скульптуру Махавиры (или Вартхамана) ещё при жизни вырезали из сандалового дерева, правда, потом этот материал для статуй Махавиры никогда не использовали — предпочитали камень или металл. Но если у Махавиры существовал «прижизненный портрет», то остальные 23 тиртханкары — личности легендарные. Хотя это ничуть не мешало джайнам почитать своих кумиров как великих учителей.
Тиртханкаров изображали в двух позах — молитвенной, то есть со скрещёнными под телом ногами, и в позе отказа от тела (кайотсарга) — стоящим во весь рост. Махавире полагалось носить на голове корону принца. У Ришабхи были волосы до плеч. Самавасарану (это скорей не божество, а место поклонения) обязательно вписывали в мандалу, а вокруг размещали множество внимающих ему живых существ. Иногда такая композиция занимала целый зал.
Самой известной из гигантских статуй, вырубленных из цельного камня, является, конечно, статуя Гоматешвары, или Бахубали. До 2016 года она считалась самой крупной из всех существующих отдельно стоящих фигур. Ибо почитаемый тиртханкар не имеет никакой опоры. Этот каменный исполин способен стоять на ногах только из-за грамотно размещённого центра тяжести. Бахубали был, по легенде, сыном Ришабхи, первого из тиртханкаров, он так жаждал духовного совершенства, что однажды простоял в позе кайотсарга целый год. За это время вокруг выросли растения и обвили его ноги и даже руки. В таком виде Гоматешвара и изображён безымянным скульптором на холме Виндьягири у города Шраванабелагола в 981 году. Хотя имени мастера мы не знаем, но имя заказчика история сохранила. Это министр и полководец Чавундарай. Статуя была сделана из цельного куска скалы и составляет в высоту около 18 метров. Существует очень похожая на эту скульптуру гранитная версия Гоматешвары в Гомматагири, она чуть больше 6 метров. Ноги и руки монумента тоже оплетены вьющимися растениями, но лицо безмятежно, а волосы ниспадают до плеч. Однако, если колосс возле Шраванабелаголы находится в хорошем состоянии, то его «меньшему брату» не так повезло. Гранит из-за ядовитых испарений пошёл трещинами, и учёные подумывают о реставрации.
Целая группа скульптур расположена в храме на холме Гопачал. Относятся они к XI веку и достигают в высоту около 18 метров. Но этим статуям гораздо проще пережить немалый вес. Все они высечены на внешних стенах форта Гвалиор. Изображены все известные тиртханкары в стоящих и сидящих позах. Ещё один колосс находится в храме Шри Кхандаргири Джайн в Чандери, он высечен в XIII веке и достигает 14-метровой высоты. Изображает он тиртханкара Ришабху, или иначе — Адинатху.
24 тиртханкара, но поменьше ростом, украшают ещё один храм Чандери — Чубизи Бара Мандир. В храме Шри Тобонджи Джайн тоже есть свои колоссы — среди них Адинатха из голубого камня высотой 11 метров, Бхагван Парш Ванатха высотой 4 метра и Бхагван Паршванатх высотой 3,8 метра.
В Баванагже, на холме, на высоте более 1,2 километра над уровнем моря, установлена статуя Ришабхи из коричневого камня. Она относится уже к XV веку, но изображена по древним правилам джайнов — в стоящей позе отказа от тела. Статуя практически повторяет изображение Бахубали, только нет обвивающих тело растений. Рост тиртханкара — 26 метров. Соседствует учитель джайнов с индуистскими божествами — четырёхруким Гомукхи и шестнадцатирукой Чакрешвари.
Однако самая высокая статуя джайнов была установлена в 2016 году. Она тоже изображает Ришабху и установлена на холме Манги-Тунги, который джайны считают священным. Статуя вырезана из цельной скалы, её рост — 33 метра. Поскольку это самая высокая скульптура джайнов на сегодняшний день, то она сразу же попала на страницы Книги рекордов Гиннесса.
Журнал: Загадки истории №13, апрель 2021 года
Рубрика: Невероятные артефакты
Автор: Николай Котомкин
Источник: ufospace.net