Вчера и сегодня
Гольшаны — крупная деревня в Гродненской области. Бывала там неоднократно, первый раз лет 25 назад. За прошедшие годы населенный пункт похорошел, превратился в агрогородок, но дух старины не потерял. Здесь всегда тусуются туристы, собираются на состязания байкеры. Ежегодно проходит фестиваль «Гольшанский замок». Устраиваются рыцарские турниры, мастер-классы по старобелорусской кухне, звучит средневековая музыка.
Имеются здесь и свои достопримечательности. К примеру, деревянная мельница XIX в., православная церковь святого Георгия Победоносца, есть немало жилых построек, кoтoрым уже бoлее 100 лет. Туристов прежде всего привлекают развалины замка XVII в… Кстати, сейчас разрушенная кладка приведена в порядок: укреплена специально состаренным кирпичом. Сама недавно поднималась на одну из стен и сверху видела результаты.
Мельница XIX века.
400 лет назад Павел Стефан Сапега изгнал из своих владений в Гольшанах протестантов-кальвинистов и вместо них пригласил францисканский католический орден. Построил для него костел в стиле барокко, освященный во имя святого Иоанна Крестителя, ныне действующий. К нему примкнул монастырь, где много веков назад жили монахи ордена. Именно с ним и связано мое незабываемое приключение.
Мистика, что ли?
Когда-то, еще в конце 1990-х годов, сотрудники филиала Национального художественного музея, работавшего тогда в здании этого самого монастыря, рассказали, что у них происходят невероятные вещи.
— Средь бела дня в зале может щелкнуть выключатель и вспыхнуть свет, а вечером, наоборот, ни с того ни с сего погаснуть, — поведала директор филиала Чеслава Окулич. — Раздаются шорохи, звуки, слышатся приглушенные голоса. По галерее на втором этаже, куда ход заблокирован, ночью кто-то вышагивает.
Некто ходит и по коридору внизу, вплотную приближаясь к двери бывшей трапезной, где по очереди несли вахту охранники. Сидели как мыши под веником.
— Сторожа у нас не задерживаются, нервы сдают, — добавила директор.
Однажды одна из работниц, осмелев, на ночь осталась в выставочном зале.
— Сидела за столом и читала, — рассказала Валентина. — Вдруг слева от меня показалась вереница монахов в черных одеяниях с капюшонами. Некоторые вели за руки маленьких детей. Дошли до противоположной стены и пропали в ней…
Знакомство
По свидетельствам жителей Гольшан, в монастыре и его округе обитал призрак Белой Панны (не путать с дамой, гуляющей с черным монахом по развалинам графского замка). Возможно ли журналисту пройти мимо такого интригующего факта? Вскоре вместе с Натальей, физиком по образованию, отправились на встречу с привидением, хотя особо и не верили в него. Сотрудники музея протопили печь и устроили нас в комнате-башне шестиугольной формы, куда и раньше пускали командировочных из-за отсутствия в местечке гостиницы. Именно там «панночка» и любила пошалить. Особенно доставалось сильному полу. Один из приезжих, открыто осмеявший байки о призраке, заночевал в башне. Но уснуть так и не смог. Оказался в какой-то замкнутой сфере, которая стала вращаться. Бедолага всю ночь бегал внутри, не разбирая, где пол и потолок. Другого смельчака нашли утром полуживым на полу под дверью.
Перед тем как улечься, мы в шутку обратились к Белой Панне и попросили ее обязательно посетить нас. Ночью я проснулась от стука. В открытом дверном проеме Наташа шепталась со сторожем Валентиной. Затем вышла и закрыла за собой дверь. Я вознамерилась тоже встать, но не смогла шевельнуть ни рукой, ни ногой. Хотела крикнуть — звука не получилось. Надо мной зависла, а потом стала двигаться вниз черная масса, по форме похожая на бетонную плиту. Со страшной силой вдавила в постель. Раз — и поднялась вверх. Потом еще и еще удар.
Похоже, невидимые силы тоже собирались загнать меня, как того мужичка, в сферу. Но почему-то не смогли. После безуспешных попыток масса взмыла вверх и исчезла. Двигаться я по-прежнему не могла. Вдруг в окне со стороны улицы увидела женский силуэт, а уже через миг полупрозрачная тоненькая фигурка в белом стояла в комнате буквально в полутора метрах от кровати. Слегка колыхалась, вибрировала и молча на меня взирала. «Нет, такое мне не выдержать», — трусливо подумала и мгновенно, будто по приказу, уснула.
Вид на развалины замка сверху.
Утром, когда мы с Наташей стали во всем разбираться, оказалось, что никто к нам в дверь не стучал и моя спутница никуда не выходила. Наоборот, ей показалось, что это я бросила ее одну. Всё остальное описала так же, как виделось мне: темная масса над кроватью, призрак в комнате. Мы были в шоке.
Такое вот кино
Через некоторое время я отправилась в Гольшаны со съемочной группой Белорусского телевидения, где тогда работала. Посетили и филиал музея. Аппаратуру поставили в галерее первого этажа. Включали телекамеру, но она не работала. Переместились в монастырский подвал, где в то время шел ремонт. По сценарию, должны были снять призрак Белой Панны, изображать которую я сама и вызвалась. Осветительные приборы включить не удалось, работали при свете факела.
Набросив на себя белую простыню, под которой держала живую летучую мышь, пойманную там же, в подвале, медленно двигалась на камеру и по сигналу режиссера выпускала «птичку» из рук. На третьем дубле бедное рукокрылое потеряло сознание. Всем стало как-то не по себе. Быстро закончили съемки. А когда переходили по строительным лесам от одной стены к другой на высоте двух-трех метров, я ощутила толчок в спину, хотя близко от меня позади никто не шел. Оступилась и упала на земляную насыпь. Правда, без последствий. Коллеги говорили, что так Белая Панна отомстила за вторжение в ее мир.
Еще раз побывали в старом монастыре втроем: я, Наталья и режиссер Белорусского телевидения Борис Бондаренко. Ночевали все в той же пресловутой комнате. Около 2 часов ночи проснулись: у нас над головой кто-то ходил. Сердца громко застучали. Шаги были легкие, неторопливые и… очень реальные. Нечто доходило до края галереи и двигалось обратно. Вышли, чтобы посмотреть. В галерее на первом этаже никого не было. На второй этаж попасть не смогли: вход туда давно заложили кирпичом. Вернулись в башню. Через полчаса шаги стихли, и мы уснули, а поутру вернулись в Минск.
С ними не соскучишься
…И вот я снова стою перед зданием монастыря. В стенах выбоины, кирпич и штукатурка осыпались, в ветхих окнах разбиты стекла. Филиал художественного музея закрыли еще в 2008 г., постройку отдали костелу. Но удивительное дело! Сам храм католики давно привели в порядок, а монастырь так и стоит нетронутый. Не хотят реставрировать «темное место»? Дверь на замке, внутрь никого не пускают. Ксендз на общение с журналистами не идет. По утверждению местных жителей, Белая Панна никуда не делась, ее по-прежнему встречают в окрестностях костела.
А на развалинах старого замка люди иногда видят парочку других призраков — Голубую Даму с черным монахом. Мало того, говорят, в агрогородке поселилось еще одно привидение. И не где-нибудь, а в здании Дома культуры. В один из дней, когда там шел капитальный ремонт, каменщикам не хватило нескольких десятков кирпичей, чтобы закончить работу. Ничего лучше не придумали, как взять их на развалинах замка. А дальше…
Так сейчас выглядит фасад старого монастыря.
— Сели в фойе перекусить, — рассказывали строители. — Вдруг видим, со второго этажа по лестнице спускается женщина в длинном светлом платье. Какая-то вся полупрозрачная. Удивились: никого же в здании не было. Окликнули — не отреагировала. Свернула в коридор и растворилась. Замечали ее потом и другие.
Откуда же берутся привидения? В этом не разобрались даже ученые. В Гольшаны приезжали специалисты из Минска и Питера, замеряли электромагнитное излучение, энергетические потоки. Приборы зашкаливали. В ходе исследований появилось несколько гипотез. Возможно, там находится так называемый разлом земной коры, аномальная зона, которая вызывает у людей галлюцинации. По другой, менее реалистичной версии, причина — в существовании некоего портала, ведущего из одного времени в другое. Чего, кстати, часть ученого мира не отрицает. И те, кого мы принимаем за призраков, на самом деле обычные люди, которые живут в прошлом или будущем. В любом случае необычное место — большое поле деятельности для науки и развития туризма.
Справочно
Памятник архитектуры костел святого Иоанна Крестителя в Гольшанах включен в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.
Фото автора и из Интернета.
Источник: salik.biz