Репрессии в отношении спортсменов СССР

30.09.2020 9:50 12

Репрессии в отношении спортсменов СССР

Страна Советов всегда гордилась своими рекордсменами и чемпионами. Соревнования футболистов и легкоатлетов собирали стотысячные стадионы. Сталин обожал спортивные парады. Казалось бы, народных любимцев должен был обойти каток репрессий, однако этого не случилось, и многие пополнили собой расстрельные списки.

Первый «наезд»

В марте 1924 года большевистское правительство приняло решение о ликвидации буржуазных спортивных клубов, собраний и союзов. Отлаженная при царском режиме машина спорта сначала забуксовала, а затем стремительно полетела под откос. Но спортсмены пытались найти контакт с большевистской властью и продолжить своё дело. Однако всё пошло не так, как они рассчитывали.

Первый крупный «наезд» чекистов случился в 1927 году. Под репрессии попали мастера так называемой сокольской гимнастики, которая представляла собой упражнения с различными предметами, на снарядах, массовые упражнения и сложные пирамиды. Основателем сокольской гимнастики был знаменитый профессор Пражского университета Мирослав Тырш (1832-1884). Он призывал своих учеников обращать особое внимание на эстетику, красоту и свободу движений, на завершённость гимнастических комбинаций. В конце XIX века были разработаны правила соревнований и терминология. Сокольская гимнастика оказала огромное влияние на формирование спортивной и эстетической направленности в европейском спорте. В военных училищах России этот вид гимнастики пользовался огромной популярностью и получил широкое распространение в конце XIX — начале XX века.

Детище Тырша поражало слаженностью, зрелищностью и красотой. На огромное футбольное поле выходили сотни мускулистых парней и стройных девушек, которые синхронно и слаженно выполняли упражнения под овации зрителей. Мгновенные перестроения, сложные гимнастические трюки, отточенные до совершенства и выполненные в динамике пирамиды и поддержки, восхищали и завораживали. За кажущейся лёгкостью исполнения стояли многодневные тренировки и творческие усилия как самих спортсменов, так и постановщиков этих масштабных зрелищ. Без «сокольских гимнастов» не обходился ни один праздник.

Чешские шпионы

Проблемы у гимнастов начались, когда недоброжелатели и откровенные завистники начали бомбардировать компетентные органы доносами, что, мол, «Сокольские» — чешские шпионы, тем более что видным представителем этого стиля гимнастики был чех Алоис Вейвода.

Известный гимнаст (и талантливый архитектор), он жил в городе на Неве и прославился не только постановками массовых спортивных мероприятий, в ходе которых его воспитанники поражали зрителей синхронностью и филигранным мастерством, но и проектированием уникального стадиона в Ленинграде, впоследствии ставшего главной городской ареной.

Волна арестов сразу унесла четыре десятка «сокольских»… На допросах с пристрастием следователи выбили из арестованных признание вины, а суд приговорил их к ссылке в Сибирь.

— Нас можно назвать счастливчиками только потому, что нас не поставили к стенке! — говорил впоследствии Алоис Вейвода.

С ним согласились все попавшие под чекистский пресс «сокольские». Те же, кто не был арестован и не вкусил прелестей сибирского лесоповала, были изгнаны с работы с волчьим билетом, невзирая на их заслуги и титулы. Среди них оказался прославившийся ещё в царской России гимнаст Николай Крундышев. Те гимнасты, по которым не проехался чекистский каток в 1927 году, подверглись репрессиям в конце тридцатых. И тогда миндальничать с ними не стали, а многих просто расстреляли.

А вот футболисту Василию Бутусову немало бед принесло скандальное «Дело Промпартии». Это был организованный властями СССР громкий судебный процесс материалам о вредительстве в 1925-1930 годах в промышленности и на транспорте. Причиной начала репрессий послужил ряд забастовок рабочих на шахтах. Оперативно была арестована большая группа инженеров и научно-технической интеллигенции.

Посмертно реабилитирован

Арестованные обвинялись в создании антисоветской подпольной организации «Промышленная партия». По данным следствия, она в 1925-1930 годах занималась вредительством в различных отраслях промышленности и на транспорте. Василий Бутусов был знаком и даже дружен с некоторыми обвиняемыми инженерами. Этого оказалось достаточно для ареста и многочасовых допросов, в ходе которых следователи угрозами и побоями требовали от Василия призна», ния в антисоветской деятельности.

По версии следствия, арестованные готовили иностранную интервенцию в СССР и намеревались свергнуть советскую власть. От сурового приговора Василия спас тот факт, что его младший брат — популярный бомбардир Михаил Бутусов — в ту пору перешёл в команду «Динамо» Ленинград, которую курировали высшие чины НКВД. Михаил обратился к ним за помощью, и брат Василий оказался на свободе.

Подверглись репрессиям и другие известные мастера кожаного мяча: Михаил Якушин, Алексей Гринин, Константин Бесков, Сергей Сальников.

Особые подозрения чекистов вызывали стрелки-снайперы, толкатели ядер, метатели копий и гранат. Этих спортсменов обвиняли в подготовке покушения на товарища Сталина и без особых церемоний расстреливали или загоняли в ГУЛАГ.

Легкоатлеты также не оставались вне поля зрения бдительных чекистов — выдающийся прыгун в высоту Николай Ковтун (его личный рекорд — 202 сантиметра — произвёл фурор в мире спорта) был репрессирован только за то, что его юность прошла вблизи Китайской Восточной железной дороги. Обвинители действовали по такой логике: «Жил рядом с потенциальным врагом — значит и сам шпион». В результате спортсмен отправился на лесоповал. Только в восьМИДесятые годы его реабилитировали.

А вот выдающийся футболист Ренэ Зиккель был реабилитирован посмертно. Он проходил по уголовному делу как матёрый немецкий шпион (фамилия у него была немецкая), и 9 июля 1938 года его казнили. Жену Ренэ — Марию Иполлитов-ну — с маленьким сыном выслали в Казахстан. В 1942 году расстреляли и её, сынишка попал в детдом, оттуда его забрали родственники.

Испытали на себе все «прелести» чекистских допросов и известные футболисты — братья Андрей, Николай, Пётр и Александр Старостины. Против них следователи выдвинули расстрельные обвинения: якобы группа спортсменов, регулярно собиравшаяся на подмосковной даче Старостиных, готовила расстрел вождей СССР во время первомайского парада. Стрелять спортсмены по трибуне должны были из автомобиля, который выезжал на Красную площадь.

Чудесное спасение

По этому делу было арестовано две сотни спортсменов. За Старостиных заступились очень влиятельные лица из числа, почитателей их футбольных талантов, и хотя братья числились главарями наспех сфабрикованного дела, им даровали свободу. Однако во время войны их снова арестовали, и тогда уже пощады не было.

С Петром Старостиным «работал» тридцатилетний следователь Сергей Еломанов. В своих мемуарах Пётр так описывает свои тюремные мытарства: «В тюрьме был установлен порядок — в 6 часов утра подъём и заправка коек, а в 22 — отбой и сон. Я от отбоя до подъёма находился на допросе. А утром, когда приводили в камеру, разрешалось только сидеть лицом к двери с открытыми глазами. Если веки начинали смыкаться, в камеру врывался надзиратель и приказывал встать к стене. Наблюдатели сменялись примерно каждый час. Допросы сопровождались избиениями… В этот период начали возникать бредовые мысли — придумать на себя абсурдные, несуразные обвинения, чтобы этот вымысел проглотили и отстали бы от меня».

Братьев спасли смерть Сталина и наступившая вслед за ней хрущёвская «оттепель». Они сумели вернуться в мирную жизнь и к любимой работе.

Источник: salik.biz

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Кураев предлагает объявить о неполном служебном соответствии архиепископу, освятившему не вышедший на орбиту спутник Во время богослужения в Руанде 16 человек погибли от удара молнии Как выбрать адвоката в Киеве Константинопольский патриархат приступил к предоставлению автокефалии Украинской церкви Константинопольский патриарх назначил на Украину двух своих экзархов

Православная лента