Аккаунты в социальных сетях переживают своих владельцев. Сегодня мемориальных страниц в Facebook тысячи, к концу столетия их число достигнет двух миллиардов. Зачем корпорации сохраняют наши данные после смерти, почему родственникам не дают к ним доступ, стали ли мы иначе относиться к смерти в эпоху соцсетей, рассуждает Элейн Каскет, лондонский психолог и автор книги «Иллюзия бессмертия в эпоху цифровых технологий».
— Если бы я завтра попал под автобус, что бы случилось с моими аккаунтами Gmail и Facebook?
Элейн Каскет. Фото: Antonio Olmos/The Observer
— Конфиденциальность прекращается в момент смерти. Но технологические компании относятся к бывшему владельцу аккаунта и контакту с ним с тем же почтением, как и при его жизни. Поэтому они сохраняют конфиденциальность, несмотря на запросы и пожелания ближайших родственников.
— Но многие семьи хотели бы наследовать данные умершего, как его письма, хранящиеся в обувной коробке, или, например, старые фотографии…
— Да, это так. В британских законах о наследстве есть два критерия — осязаемость и ценность. Вещи умершего, даже если они ничего не стоят, могут перейти к его близким по завещанию. Или же их автоматически получат ближайшие родственники. Потому люди и думают, что цифровые технологии будут подчиняться тем же правилам. Но все устроено иначе.
— Как реагируют социальные сети на просьбы родственников дать им доступ к аккаунту умершего человека?
— Отвечают примерно так: «Мы бы хотели помочь вам, но не можем». Они говорят, что защищают право на конфиденциальность покойного. Правда, фактически оно не существует.
— Иногда это оспаривалось в суде…
— Один из самых нелепых случаев — убийство Холли Газзард. В ее аккаунте в Facebook были фотографии убийцы, бывшего парня Холли. Родители хотели их удалить.
Представители социальной сети заявили семье, что им необходимо защитить конфиденциальность Холли, не позволив им выборочно редактировать ее профиль.
— Как в Facebook решают проблемы, которые возникают с профилями покойных людей?
— В мае компания объявила, что будет использовать искусственный интеллект для этих задач. Он не позволит профилям умерших рассылать напоминания о днях рождения и другие уведомления, которые могут причинить боль их близким.
Но если один человек будет расстроен, получив такое напоминание, то другой станет оплакивать их потерю. Горе каждый переживает по-своему. Для него не существует правил. И даже если бы они существовали, их не стоило бы составлять такой коммерческой компании, как Facebook.
— Facebook собирает наши данные, чтобы побудить нас покупать вещи — такова его бизнес-модель. Но мертвые уже не потребители. Каково экономическое обоснование мемориальных аккаунтов?
— Во-первых, некоторые люди остаются на Facebook только из-за них — цифровых памятников тем, кто им дорог. Если вы удалите учетную запись, то умерший пользователь не сможет вас повторно добавить. Словно вы потеряли возможность посетить его могилу на кладбище.
Во-вторых, даже если человек уже не сможет что-либо купить, его данные все равно представляют ценность для Facebook. Их можно проанализировать и использовать для других целей.
Раньше социальные сети удаляли аккаунты умерших пользователей. Но это вызывало негативную реакцию пользователей. Поэтому автоматическое сохранение профиля стало наименее затратной задачей.
– В какой-то момент будет больше «мертвых» учетных записей Facebook, чем «живых».
– Оксфордский интернет-институт недавно предсказал, что к концу столетия на Facebook появится более двух миллиардов аккаунтов покойных людей.
– Это множество данных.
– Каждые пару лет мы удваиваем количество данных, которые можем сохранить. Поэтому наши устройства собирают все больше и больше информации. Эти данные избыточны. И они будут удалены рано или поздно — по воле технологических компаний или искусственного интеллекта.
– Но люди должны вести себя как хакеры, чтобы получить доступ к учетным записям своих родственников…
— Они вынуждены нарушать закон и выдавать себя за покойных, используя их пароли. Но мы позволяем им это, ведь что еще можно сделать?
В то же время я не уверена, готова ли оставить кому-то из близких пароли к моим соцсетям. Да, после моей смерти они могут найти в них что-то важное для себя. Но при этом получат доступ и ко всему остальному. Даже если у вас нет скелетов в шкафу, вам вряд ли захочется, чтобы о вас узнали абсолютно все.
— Как и люди, сайты социальных сетей тоже умирают. Взять хотя бы MySpace или Friendster.
— Мари Кондо советует хранить все свои книги, фотографии и музыку в облаке. Поэтому у нас есть прекрасные пустые полки, это здорово. Но имейте в виду, что ваши внуки могут ничего не узнать о вас, если кто-то подумает — о, эта платформа устарела.
Компании не собираются хранить ваши данные вечно. Их цель — не забота о человечестве, а получение прибыли.
Посмотрите на историю цифровых технологий: менялось кодирование, оборудование, программное обеспечение. Ваши данные не выживут.
Вы не можете завещать свои музыкальные коллекции или книги из сети. Все, что вы сделали — приобрели пользовательское лицензионное соглашение, ограниченное вашей жизнью. Эти песни не ваши, вам только разрешили их послушать.
— В эпоху социальных сетей мы скорбим иначе?
— Промышленная революция с ее больницами и пригородными кладбищами позволила нам держать смерть на расстоянии вытянутой руки. Интернет же был создан, чтобы поддерживать связи между людьми. Даже после смерти.
В сети повсюду есть данные мертвых людей: их обзоры на Amazon и рекомендации Trip Advisor. Они по-прежнему социально активны. На вас может повлиять информация, которую оставил человек, которого уже нет на этом свете.
— Вы пишете о людях, которые оставляют сообщения на мемориальных страницах и пытаются дозвониться до покойного…
— Социолог Тони Уолтер пишет, что интернет удобен для ангелов. Исторически они были посланниками между небом и землей, но теперь населяют эфир, где мы можем легко получить к ним доступ. Многие нерелигиозные люди верят в загробную жизнь, их вера подкрепляется тем, что они могут написать умершему человеку в сети.
— Существует идея, что однажды мы сможем загрузить информацию с нашего мозга в облако и создать виртуальную версию себя, с которой можно будет общаться после нашей смерти. Это возможно?
— Это попытка победить страх смерти. Но проблемы цифрового наследия могут помешать нам оставить на земле свою копию — платформы нуждаются в обновлении, код перестает работать…
— Что бы вы посоветовали делать каждому из нас?
– Хорошая идея — держать в чистоте свой цифровой дом. Чтобы родственники после вашей смерти не столкнулись с массой данных, по которым нельзя понять, что именно было для вас важно. Сохраняйте артефакты, которые вы хотите передать будущим поколениям. И по возможности придавайте им физическую форму. Не доверяйте корпорациям сохранение памяти о вас.
Источник: The Guardian