История Собора Парижской Богоматери насчитывает 850 лет. Его построили на месте, где прежде возвышались четыре храма. Он был разрушен в Великую французскую революцию. И возродился вновь во многом благодаря роману Виктора Гюго, в котором именно Нотр-Дам-де-Пари стал главным персонажем.
Строительство Собора Парижской Богоматери в 1163 году начал епископ Парижа Морис де Салли. Он вырос в семье третьего сословия в Сюли-сюр-Луар, недалеко от Орлеана. Его отец был каменщиком и лесорубом, а мать — крестьянкой.
Морис де Салли с детства учился в монастыре, а потом продолжил образование в Париже. Он был известен как профессор богословия и красноречивый проповедник. Долгое время служил архидиаконом, затем его избрали епископом.
Будущий основатель собора никогда не скрывал своего происхождения. Однажды мать приехала навестить его, одевшись как буржуа. Но он попросил ее переодеться в крестьянскую одежду и стать снова той, которую он всегда знал.
Собор Парижской Богоматери стоит на четырех религиозных сооружениях, построенных на одном месте — в в Иль-де-ла-Сите, согласно археологическим гипотезам. Это палеохрестианская церковь IV века, базилика времен династии Меровингов (Базилика — средневековый храм в виде удлиненного прямоугольника с двумя продольными рядами колонн внутри. — Примеч. ред.), храм империи Каролингов и римский собор, которые были снесены в ходе строительства Нотр-дама. Их священные камни использовались для его фундамента.
Хор Собора Парижской Богоматери — восточная часть здания — полностью находится на оси восходящего солнца. Он не образует идеальной линии с центральным нефом (Неф — вытянутое помещение, ограниченное с обеих сторон рядом колонн. — Примеч. ред.), поскольку смещен влево. Эта архитектурная особенность собора символизирует опущенную голову Христа, распятого на кресте.
Это Богоматерь с Младенцем в центре тимпана портала Святой Анны, расположенном над главным входом в собор. Скульптура создана предположительно в середине XII века.
Портал Святой Анны. Фото: art.biblioclub.ru
Существует гипотеза, что резчики по камню повторили в этом шедевре одно из изображений Девы Марии, принадлежащих старинному храму, на месте которого и стоит Собор Парижской Богоматери. Эта скульптура чудом уцелела во время Великой французской революции.
Когда в конце XII века закончилось строительство нефа, Собор Парижской Богоматери стал самым большим христианским сооружением в западном мире. Он оставался им до начала XIII века, когда были возведены Шартрский и Реймский соборы. И символизировал богатство и власть короля Франции, Филиппа II Августа.
Дубовый каркас Собора Парижской Богоматери был самым внушительным сооружением средневековой архитектуры. В XIII веке ради его создания вырубили 21 гектар дубов. Переплетенные балки вырезали из 1300 деревьев, многие из которых относятся к IX веку.
Виктор Гюго описал в романе “Собор Парижской Богоматери” Праздник дураков — «гуляния, объединяющие праздник Крещения Господня с древним языческим праздником шутов». [По сюжету в центральном зале Дворца правосудия должны представить пьесу с участием персонажей из Библии, а также древнеримских богов — «Мистерию». А после нее избрать главного комедианта Парижа — шутовского папу, которым становится Квазимодо, горбатый звонарь…] Этот праздник организовало низшее духовенство, весь город погружался в атмосферу ликования, торжества проходили и в стенах Собора Парижской Богоматери. Но в XVI веке Праздник дураков был запрещен и ушел в прошлое.
После Великой французской революции казалось, что от Собора Парижской Богоматери осталась только его тень. Его сокровищницы были разграблены, статуи — разрушены, шпиль рухнул. Считается, что даже часть его священных камней была украдена и распродана. Но знаменитый роман Виктора Гюго в 1831 году дал начало великой реставрации, которая вернула Нотр-Дам к жизни.
Собор Парижской Богоматери в 1847 году. Шпиля еще нет, его восстановят позже. Фото: Ипполит Байар.
Архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк возглавил реставрацию Собора Парижской Богоматери в 1841 году. Она продлилась 23 года, за это время было восстановлено здание и скульптуры, заменены разбитые статуи и воссоздан знаменитый шпиль.
У его подножия стоит группа апостолов, в одном из которых увековечен реставратор Виолле-ле-Дюк. Его черты можно узнать в святом Фоме, покровителе архитекторов. Он оборачивается, словно созерцая свою работу.
Фото: patrimoine-de-france.com
Центральный шпиль Собора Парижской Богоматери возвышался над Парижем на 93 метра. В нём хранились три христианские реликвии. Это терновый венец, который возложили на голову Иисуса Христа перед распятием, а также священные предметы из аббатств Сен-Дени и Сен-Женевьев.
Источник: Le Point