А в начале Евангелие пришло к Ней… «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет».
Священник Андрей Мизюк. Фото Ивана Привалова / eparhia-saratov
Иногда кажется, что это событие как-то немножко затеняется, словно бы эпизодом, пусть и важным, но именно эпизодом предшествует событиям Рождества и начала земного пути Спасителя. И в самом Рождестве, и во встрече праведного Симеона с Младенцем Христом в храме, и во многих других евангельских отрывках можно найти некое символическое начало Нового Завета Бога с человеком, но именно в этой встрече молодой Девы с вестником небесным, с Архангелом Гавриилом мы слышим это кроткое и великое согласие, ответ на самый важный в этом мире вопрос…
А вопрос-то, в общем, самый простой. Простой и мучительный. Озвученный много позже шекспировским героем, он повсюду встречает человека, любого, в самом разном возрасте, при разных обстоятельствах. И человек спустя многие века отвечает на него по-разному, но отвечает, уже имея выбор. Быть или не быть. И Дева, обетованная дочь Анны и Иоакима, утешение, о котором сказал Господь Еве перед ее исходом во время и смерть, Она дает согласие: быть. Быть человеку с Богом, быть Богу с человеком, быть Богу Человеком. А человеку возвыситься и обрести звание сына.
Благовещение почти всегда, если только не совсем ранняя Пасха, приходится на Великий пост. Есть, наверное, в этом определенный и важный смысл. А возможно, даже и объяснение того, что мы делаем, как проживаем и с какой целью возлагаем на себя бремена постные. Как и в случае с этим удивительным и кротким ответом, смирением Дочери человеческой, мы, оставленные и живущие в этом мире, даем согласие, открываем свое сердце Небу, полагаемся на Господа и жертвуем совсем малым ради великой и незавершающейся вовеки Жертвы Спасителя.
И потому, как приговором греху, аду и смерти звучит над Голгофой и временем Христово слово: «Свершилось», так и вовеки не смолкает тихое и смиренное слово Богородицы: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему», в котором послушание Богу человеком стало совершенным. И эти слова определили всю земную жизнь Пречистой Девы, и они ее возвысили и вознесли над ангельскими чинами, и они Ее сделали Матерью всякому, кто в этой временной и скорой жизни последовал евангельскому слову и понес свой крест. И, возможно, эти же слова Она несла в израненном сердце своем, послушаясь Сыну в Его предсмертные минуты.
Праздник согласия. И как его еще иначе назвать? Ведь на самом деле это не просто извещение или поручение, но приношение Дочери человеческой удивительной и великой вести: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога». Через молодую Девушку Бог возвещает человечеству, что спустя многие поколения сошедших в тень смертную и пораженных грехом Адама людей родилась и явилась в роде человеческом Та, Которая не просто примет Слово Господне, но и даст Ему плоть и кровь, Которая станет Матерью Богочеловека, Которая станет причиной очищения и избавления нашей земной природы от вины и смерти.
Благовещение. Благая весть. То, что сложилось и сохранилось со смирением в сердце земной Девушки, очень скоро озарит мир путеводной звездой и так же скоро расколет камень тьмы и боли, смертного плена, слез и потерь. Солнце восходит с высоты Востока, и пока что первые лучи Его видит Она. И послушается Слову и принимает Его. Так Небо увидело смирение человека, а имя Девы становится славой и радостью всего человеческого рода.
И в случившемся явлено было не некое повеление, не тайный умысел, который откроется лишь позже, но в нем Господь «рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века». Так совершается и воплощается Надежда, данная некогда покидающим Эдем нашим согрешившим прародителям. Так заключается Новый Завет и открывается дорога Домой.
Прекрасно об этом было сказано епископом Илией (Минятием). «Все события нынешнего таинства чудесны, но выше всего чудесного – Сама Дева, приявшая благовестие, Дева и Матерь, и это в особенности соответствует таинству, ибо таковой должна быть Матерь такого Сына. Божественное Слово стало тем, чем не было, и осталось тем, чем было, сделавшись человеком и пребывая Богом; и Мария стала тем, чем не была, и осталась, какой была, сделавшись Матерью и пребыв Девой, как прежде. Божественное Слово стало Сыном, родившись без Отца, и Мария стала Матерью без мужа, родив неискусомужно».
А еще удивительно и другое прекрасное совпадение. Праздник Благовещения в этом году совпадает с неделей преподобного Иоанна Лествичника, с воспоминанием одного из величайших сочинений Церкви «Лествица». А ведь и Сама Пречистая Дева еще задолго до Своего рождения пророчествовалась Словом Писания. И этот образ, образ лествицы тоже не случаен, потому что Церковь называет Богородицу «лествицею, возвысившею всех от земли благодатью, – лествицею небесною, ею же сниде Бог».
Сон ветхозаветного праведника воплощается в живой Деве и Матери Божьей. Ее попечение о детях земных, Ее молитвы и Ее небесная слава нераздельны, и нам лишь важно решить, готовы ли мы к этому пути, хотим ли мы ступить на эти ступени. Бог взыщет погибающего из самых глубин самой страшной и отвратительной тьмы, для этого Он сходит на землю. И будь в человеке хотя бы намерение, хотя бы какое-то движение к изменению, Он не оставит и из памяти Божьей такой человек не исчезнет. И может быть только одна пропасть – отвергнуть это спасение самому, своей волей. И вопрос этот остается за нами.
Но даже в таких случаях совсем не редко случается чудо – чудо материнской молитвы. И таких чудес в нашем мире немало.
Некогда утраченная связь с Небом теперь восстановлена.
Совместно.