«Если честно, я считаю, что нет ничего хуже, чем быть христианином, не понимая, почему ты христианин. Это очень тяжело, очень изнурительно – так жить». Как обращать внимание не на форму, а на содержание – рассказывает архимандрит Андрей (Конанос).
Архимандрит Андрей (Конанос)
Сегодняшний день – не часть рутинной повседневности, а то, что никогда больше не повторится в этой жизни. Время идет, бежит стремительно, но при этом может совершенно неожиданно менять нашу жизнь, являя нам новые события, новые послания от Бога, новые ощущения Его присутствия в нашей жизни, Его благодати в душе. И тогда мы начинаем по-новому выстраивать отношения с окружающими: с супругом, родными, детьми, или с братьями и сестрами в монастыре, или с коллегами на работе.
Время может дать тебе много нового – и жить и мыслить нужно именно так, чтобы каждый день был для тебя уникальным и бесценным. В Покаянном каноне преп. Андрея Критского есть место, где наша душа сравнивается с успешным торговцем («Бди, о душе моя, изрядствуй… и будеши великий купец» (Песнь 4) – прим. перевод.). То есть необходимо уметь торговаться со временем, чтобы приобрести великие дары, и тогда мы станем не просто торговцами, а успешными предпринимателями, у которых не маленький магазинчик здесь, на земле, а крупное «предприятие» в раю.
Но и ты – тот, кто трудится в маленьком магазине, – ты тоже можешь стяжать рай, как тот сапожник из Александрии, про которого говорится, что пред очами Божиими он стал более великим, нежели сам Антоний Великий! Хоть и был всего-навсего сапожником.
Будем же молиться, чтобы твоя жизнь была именно такой.
Я всегда радуюсь, когда вижу людей, которые правильно понимают жизнь в Церкви. Очень радуюсь. Как прекрасно жить в Церкви, быть христианином и знать, как правильно поступать в том или ином случае; понимать, почему ты – христианин; знать, во что веришь и почему делаешь то, что делаешь. И обращать внимание не на форму, а на содержание.
Разумеется, содержания без формы не бывает. У фруктов и ягод, к примеру, непременно есть кожица, кожура. Но невозможно питаться одной кожурой, игнорируя сочный вкус плода. Так и с формой и содержанием: нельзя увлекаться только формой и при этом забывать о содержании. То, что нам нужно, – это суть нашей веры, суть Православия.
Сейчас, в связи с фруктами и кожурой, я вспомнил рассказ из книги Ефрема Аризонского о его старце Иосифе Исихасте. Когда они подвизались в скиту «Малая Анна», старец благословил монахов есть с апельсинового дерева плоды вместе с кожурой. Это было сделано, с одной стороны, исходя из принципа икономии, так как в тех местах мало что годится в пищу; а с другой стороны – для смирения и духовного подвига иноков. Ведь на Афоне всё благословенно! Всё – благословение. Здесь – сад Пресвятой Богородицы. Так что – ешьте апельсины с кожурой. И монахи ели: и кожуру, и плоды. Я уже рассказывал вам об этой замечательной книге, которая лично на меня оказывает потрясающе тонизирующее действие. Впрочем, об этом мне говорили и другие люди, кто читал ее. Если хочешь бодрствовать ночью, если хочешь, чтобы сон не овладел тобой, – читай эту книгу. Потому что там много рассказов о потрясающей духовной брани, которую вели замечательные подвижники.
Не будем, однако, сейчас подробно на этом останавливаться – может быть, побеседуем в другой раз.
Так вот, как уже говорил, мне очень нравится видеть людей, получающих удовольствие от жизни в Церкви. Если честно, я считаю, что нет ничего хуже, чем быть христианином, не понимая, почему ты христианин. Это очень тяжело, очень изнурительно – так жить. И для самого тебя, христианина, потому что ты постоянно мучаешься и терзаешься, не понимая смысл своих действий; и для окружающих тебя людей, потому что твои слова и поступки не касаются их сердца, не затрагивают душу, а только скребут по ней, оставляя царапины. Старец Паисий говорил в таких случаях: когда мы хотим протереть ребенку глазки, то делаем это не кухонной губкой, а пальцем или носовым платком – мягко и нежно. Так и с окружающими: когда сам не живешь так, как говоришь, то в отношении ближнего ты действуешь словно с кухонной щеткой в руках: стараешься исправить человека, а поскольку сам не живешь, как надо, он противится твоим словам и не слушает тебя.
Поэтому очень хорошо будет, если мы научимся понимать всё правильно и жить церковной жизнью с удовольствием, наслаждаясь красотой, благоуханием и благодатью. И тогда, приблизившись к человеку и заговорив с ним о Боге, ты сможешь нежно коснуться его сердца, и он воспримет твои слова, потому что увидит, как ты изменился, как счастлив теперь и прекрасен внутренне. Вот будет хорошо! Но чтобы это случилось, тебе, в первую очередь, нужно понять, что твоя жизнь в Церкви – это великое чудо. Скажи, ты вообще понимаешь, что это значит – быть чадом Божиим?
Источник