Входя в храм, мы возносимся на небо: Спас Вседержитель, Богоматерь, ангелы и святые смотрят на нас с иконостаса. По стенам, до самых дверей располагаются иконы. Они окружают нас, словно святые принимают нас в свой круг. Проповедь протоиерея Павла Адельгейма в пятницу 1-й седмицы Великого поста.
С чего начинается храмовое богослужение? С колокольного звона. Звонить – от слова “звать”. Колокол звонит: он нас зовет, тревожит, будит человеческую душу и доносит до слуха призыв Спасителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные… и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 28-29).
Дорога к храму не похожа на другие пути. Когда идем на работу, мы строим планы: с кем встретимся, что скажем, где возьмем. Когда идем на рынок, думаем, что купить, как много, на какую сумму. Когда идем в храм, отстраняемся от забот, чтобы повернуться лицом и вниманием к Богу: «Всякое ныне житейское отложим попечение» (Херувимская песнь).
Входя в храм, мы возносимся на небо: Спас Вседержитель, Богоматерь, ангелы и святые смотрят на нас с иконостаса. По стенам, до самых дверей располагаются иконы. Они окружают нас, словно святые принимают нас в свой круг. Бог пребывает на Престоле. Святые Ему предстоят. Иконы связаны меж собой единством. Связующей нитью служит предстояние Богу.
В чем духовный смысл нашего присутствия в храме? Мы тоже пришли предстать перед Богом, стать продолжением иконостаса, живыми иконами. Апостол объясняет: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, к Судии всех, Богу» (Евр.12, 23). Служители алтаря совершают каждение перед молящимися, как перед живыми иконами. Каждый из нас – образ Божий, живая икона.
Одни сохранили чистоту и неповрежденность образа Божия. Другие изранены грехом. «Образ есмь неизреченной Твоей славы, аще и язвы ношу прегрешений». По-русски: «Хотя и ношу язвы прегрешений, остаюсь образом Твоей неизреченной славы» (Последование панихиды).
Может быть, наше стремление предстоять перед Богом вместе со святыми является дерзкой претензией? Разве не дерзость мнить себя в кругу святых? Церковная песнь отвечает: «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним» (Великопостный тропарь), то есть, пребывая в храме, осознаем себя предстоящими на небе. «Дерзай, дщерь» (Лк. 8, 48), – ободряет Спаситель прикоснувшуюся к Нему грешницу.
Мы вслушиваемся в слова Великого канона, всматриваемся в образы праведников, оживающие в нашем сердце: Ной и Лот, Авраам, Исаак, Иаков, ветхозаветные и евангельские образы, и душа отзывается покаянием: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
21 марта 2013 г.