Как понять, что ваш ребенок готов гулять один, и чему его необходимо научить? Рассказывает руководитель школы безопасности «Стоп Угроза» Лия Шарова.
Обычно родители начинают отпускать ребенка самостоятельно в младших классах: кто-то гуляет во дворе с друзьями, кто-то ходит один в школу. Многодетные родители часто опережают тех, у кого один или два ребенка, по крайней мере по нашей стопугрозовской статистике.
Мне кажется, что многое зависит от готовности и желания ребенка, потому что сейчас очень часто дети не гуляют без присмотра до 12-13 лет и не ходят в школу самостоятельно.
Понять, что ребенок готов, можно только подготовив его. Для этого нужно не в сотый раз «серьезно поговорить» с ребенком об опасностях и не снова перечислить ему, что можно, а чего нельзя, а проработать несколько основных навыков поведения на улице и в общественных местах.
Родители, как и я в свое время, думают, что достаточно перечислить (пусть даже сто раз) – что опасно и чего нельзя делать – это поможет.
Лия Шарова
Но проблема не в том, что дети не знают, чего нельзя и что можно, а в том, что они не точно знают – как именно пошагово поступать в каждой из конкретных ситуаций.
Так что если бы родители вместо процесса «рассказать» спрашивали и показывали, было бы гораздо эффективнее.
Родители учат какие-то пароли, потому что прочитали модную статью, но не понимают, что случись с ними что-то в реальности, например, попади мама под машину, она не успеет передать этот пароль тому, кто окажется рядом в этот момент.
Не проще ли раз и навсегда четко объяснить каждому ребенку, что в любой непредвиденной ситуации «за тобой в школу придет или бабушка, или тетя Таня, или дядя Вова», которых ребенок хорошо знает лично? И выучить наизусть их номера телефонов, чтобы ребенок мог всегда позвонить им сам в любой опасной ситуации. Тогда все незнакомцы лишатся возможности притвориться маминым коллегой или папиным двоюродным братом.
Конечно, в большом городе опасностей больше, поэтому жители маленьких городков или поселков чувствуют себя более защищенными. Но принципиально это не меняет списка навыков и понятий, которыми должен обладать ребенок, начиная с 5-6-летнего возраста. Например:
Фото: unsplash
И нам встречались вуайеристы, и к нам приставали незнакомцы, и мы подвергались опасности и 20, и 30 лет назад. Я бы не сказала, что сейчас стало гораздо опаснее, потому что каждая вторая женщина 30-50 лет может рассказать о какой-то неприятной истории, случившейся с ней в детстве.
Родители очень любят списки из серии «что должен знать и уметь ребенок». Но прежде, чем я опишу эти навыки, хочу уточнить, что «поговорить» – недостаточно.
Вместо этого эффективно спрашивать: «А как ты думаешь? А как ты поступишь, если? Что ты будешь делать?» Вы узнаете много нового о своем ребенке, обещаю. И многое вас шокирует.
Необходимо разговаривать во время прогулки или игры, например: “Покажи, кто из прохожих тебе нравится. Кто хороший, а кто плохой?”
Показывать все лично: как отвечать, как спрашивать «Кто там?», как отходить, как падать, как просить.
Не давить, не истерить, не занудствовать, не запрещать. Не отмахиваться. Не врать. Не заставлять повторять. Не допрашивать.
И этих «не», сохраняющих близость, очень много, о них знают все родители, но мы все, и я в том числе, далеко не всегда бываем не то что идеальными родителями, а просто хотя бы спокойными и терпеливыми.
Дети прекрасно учатся, когда думают сами. И все будет хорошо. Не бойтесь «думать о плохом», я иногда сталкиваюсь с такими суеверными страхами.
Научить ребенка безопасности – это не запугать, не «мыслить негативно» – это совсем другое – дать ему уверенность, понимание, личные права на защиту своего пространства, дать ему знания и практические навыки.
Основные навыки для дошкольников и младших школьников
Детский сад: четкое понятие «кругов доверия», семья/друзья/знакомые/социальные работники/посторонние. Дети дошкольного возраста доверяют всем знакомым взрослым, всем «добрым и вежливым», всем «пожилым» (лет сорока, например), а заодно всем полицейским, пожарным, охранникам, врачам и так далее.
Детсадовец-пятилетка должен знать наизусть два номера телефона как минимум. Знать, как отвечать любому, каждому постороннему, заговорившему с ним на улице. Знать, что кричать, если кто-то пытается его увести. Что делать, если потерялся или заблудился. К кому из посторонних лучше подойти за помощью и что сказать. Куда бежать, если нужна помощь. Не открывать дверь и не подходить к телефону.
Младшие школьники кроме этих знаний должны уметь использовать два своих главных оружия – быстрые ноги и громкий голос – и не стесняться это делать. Они должны точно знать, что делать, если незнакомец заговаривает в подъезде или дотрагивается до них.
Школьники уже должны знать минимум 30 уловок похитителей и уметь реагировать на посторонних однозначно, вне зависимости от того предлога, с которым к ним подходят.
Также они должны понимать меру своих возможностей (практически все 10-летние мальчишки на тренингах гордо заявляют, что они готовы «вмазать бандиту так, что он отлетит»), понимать, что преступник – это не угрюмый дядька в черном (они правда так отвечают лет до 11-12), и не стесняться повести себя «как дурак» в случае опасности (например, упасть на землю, если тебя тащат, пинать преступника и орать во весь голос).