Анастасия Кузнецова у себя дома открыла мини-приют для переживших предательство собак и кошек. Одних забрала с улицы больными и измученными, других – из ветклиники, куда их отдали на верную смерть бывшие хозяева. Осенью одна из спасенных собак уберегла сына Анастасии, причем ценой своей жизни. Во время пожара в доме пес Граф спас двухлетнего Юру, а сам выбраться из огня уже не смог.
Мы с Анастасией впервые встречаемся в октябре 2018-го. Сидим в крошечном строительном вагончике. Двухэтажный деревянный дом семьи Кузнецовых еще восстанавливают после пожара. Почти все вещи сгорели, из мебели – только тумбочка и тахта, на которой устроились четыре кошки.
Большую часть вагончика занимают две большие клетки-переноски, в верхней – несколько котят, в нижней попискивают шесть крошечных щенков, которых совсем недавно подобрали на улице. У ног вьется лохматая дворняга по кличке Мося, заглядывает в наши кофейные чашки.
Беда обрушилась на семью 1 сентября 2018 года. Анастасия, ее муж и трое детей остались без крыши над головой. А вместе с ними – питомцы домашнего мини-приюта «Усатый-полосатый». Но мы пока вспоминаем о тех временах, когда никакого приюта и в помине не было.
Пожар
Все началось с бездомного кота, 11 лет назад. Анастасия Кузнецова, домохозяйка и мама двоих детей, вместе с первым мужем гостила у его семьи в соседнем городе Белово. У входа в магазин она увидела истощенного, больного кота. Он лежал на асфальте и уже не мог сам подняться на ноги.
– Я не смогла пройти мимо. Тут же схватила его на руки и увезла в Кемерово, в ветеринарную клинику. Помню, добиралась долго – недавно права получила, боялась, что кот дороги не выдержит. В тот момент не думала, чем он болен, заразно ли это. Хотя дома меня ждали двое маленьких детей. Хотелось спасти его жизнь.
Ветеринар сказал: шансов нет. Предложил усыпить. Но я отказалась. Кот и вправду выглядел как живой скелет, но он очень хотел жить – я это чувствовала, видела по его глазам.
– И ведь он выкарабкался. Мы назвали его Федором, с нами он прожил еще 10 лет, – вспоминает Настя. Улица подорвала здоровье питомца – хозяйка несколько лет поддерживала его печень. Кот погиб от цирроза, несмотря на лечение.
Анастасия
Следующим в семью пришел пекинес по кличке Руфик. Его Настя спасла от верной смерти. Бывший хозяин хотел от него избавиться.
– Мы там рыбачили, увидели – мужик собаку к воде несет. Спрашиваем, зачем, а он и отвечает: «Утоплю, вам какое дело…» Мы так и обмерли. Как тут не вступиться? Попросили нам пса отдать. Но этот живодер не соглашался, пока мы ему не заплатили. Отдали все, что с собой было, – вспоминает она.
С тех пор в семье Кузнецовых было то две, то три или даже четыре собаки и столько же кошек. Настя подбирала животных на улице, лечила, стерилизовала и пристраивала в семьи. Много держать не могла – муж был против, сердился, когда питомцев становилось слишком много. Приходилось искать передержки.
Когда муж погиб, Настя осталась одна с двумя детьми. Вспоминать о пережитой беде ей слишком тяжело, и мы не говорим об этом. Она только признаётся, что с горем помогали справиться сын Саша и дочь Лиза, а еще – забота о животных. Их хозяйка не бросала даже в самые тяжелые времена.
В 2012-м в ее жизни появился второй муж – Евгений, который любил собак и кошек так же сильно, как и она. Он и предложил Насте построить дом, в котором для всех ее питомцев хватит места. В семье родился третий ребенок – Юра.
Вместе с мужем Анастасия завела дратхаара по имени Граф. Заводчики из Новосибирска, знакомые Евгения, не знали, что делать с отбракованным щенком – он родился с лапами разной длины. Кузнецовы убедили их не усыплять его, а отдать в их семью.
Граф
– Пока мы строили наш дом, Граф постоянно был рядом со мной. Я его носила за пазухой – маленького, пугливого. Прямо у сердца. И сразу полюбила. Мы с ним никогда не разлучались, дома собака постоянно ходила за мной следом, – рассказывает Анастасия.
В ветеринарной клинике в Кировском районе Кемерова Анастасию Кузнецову знают. Именно ей звонят, когда клиенты приносят на усыпление здоровых животных или тех, за кого еще можно побороться. К сожалению, это не редкость, говорит Анастасия.
– Наш ветеринар Светлана Евгеньевна даже про самое безнадежное животное не скажет: «Усыпляйте». Она будет сражаться за него до конца. Обычно я сама видела в клинике собак и кошек, которых отдавали на усыпление, и забирала их себе. Бываю там достаточно часто со своими питомцами. По поводу кошки по имени Линза мне позвонили: она такая ласковая была на приеме, мурлыкала, под руки лезла… Как ей смертный приговор подписать? Да, у нее онкология, но пока ей не больно, она может жить и радоваться каждому дню при должном уходе. Когда начнутся боли, мне придется ее отпустить. Мне тяжело об этом думать даже, – рассказывает она.
Еще одну кошку принесли усыплять вместе с котенком, теперь они тоже живут у Кузнецовых.
– Ветеринары никогда не отговаривают горе-хозяев от их решения. Почему? Если откажут в усыплении, животное выбросят на улицу или расправятся с ним более жестоким способом.
Многих питомцев Кузнецовым подкинули – люди знают, что в этом доме много животных. Так на крыльце Анастасия однажды нашла коробку с четырьмя котятами. А во дворе – ранец, в котором сидела перепуганная собака.
– Муж приехал с работы: «Настя, там детский ранец во дворе лежит и шевелится». Принесли домой, открыли. Даже страшно было, может, змея внутри? А там была наша Мося, – делится хозяйка. – Конечно, она осталась с нами.
Для маленькой лохматой Моси уже находили дом. Но новые владельцы ее вернули из-за непростого характера.
– Она задирает кошек и других собак, не всегда слушается, мы до сих пор не можем к выгулу ее приучить – делает ошибки. Но при этом Мося очень преданная, ласковая собака. Понимаю, что это уже наша собака. Особенно после того, что мы пережили вместе, – говорит Анастасия. Она помнит, как выбежала из горящего дома с сыном в одной руке и с Мосей – в другой.
Перед пожаром с Настей жили 19 кошек и четыре собаки: дратхаар Граф, щенок хаски Луна, дворняга Мося и недавно подобранный Пиф-Паф – он сидел в клетке, потому что находился на лечении. Когда собаку подобрали на улице, она была сильно истощена и еле держалась на ногах.
Луна
– Днем 1 сентября я была дома с младшим ребенком, Юрой. В три часа он спал на втором этаже, в детской. Я смотрела телевизор внизу, стараясь ему не мешать. И вдруг Граф начал сильно лаять, а потом побежал вверх по лестнице. Я – за ним, не хотела, чтобы разбудил сына. Луна и Моська бежали с нами. Сын плакал, я подхватила его на руки, звала собак. Напротив детской спальни – вход на террасу. Граф не утихал, глядя на него. Подошла ближе – а потолок и стены на террасе горят, – вспоминает Анастасия.
Огонь распространялся очень быстро – по деревянному потолку и перекрытиям он перекинулся в детскую, где пару минут назад спал ребенок. Граф и еще две собаки, испугавшись огня, забились под кровать. Анастасия пыталась их вытащить, но дотянулась только до Моси – с ней и ребенком она выбежала из дома. Находиться внутри из-за дыма было уже невозможно.
– Я вызвала пожарных. Они приехали почти сразу. На руках они вынесли 18 кошек и пса Пиф-Пафа с задымленного первого этажа. Графа и Луну спасти уже не удалось, – Анастасия еле сдерживает слезы.
Еще один кот, Кузя, вернулся через трое суток после пожара – он выбежал из дома сам. Мося и Пиф-Паф несколько недель жили на передержке. Отдав детей бабушке, Анастасия и ее муж не покидали участок – они убеждены, что дом подожгли, поэтому не хотели оставлять его без присмотра.
– Нам сообщили, что причиной пожара стала не проводка и не электрооборудование. Это поджог. Но виновных до сих пор не нашли, – рассказала Настя.
Семья потеряла все имущество, включая детские вещи. Дом, который находится в залоге у банка, они отстраивают заново. Но не это мучает Анастасию. Ей до сих пор тяжело пережить утрату Графа и маленькой Луны.
– В мыслях я возвращаюсь в тот день и думаю, что должна была всех троих вытащить. А Граф… Это была моя любимая собака, моя душа. Даже хоронить его не смогла, муж ездил с нашими друзьями прощаться с ним. Незадолго до гибели Граф тяжело болел, мы возили его в клинику в Новосибирске из-за проблем с сердцем. Мы очень переживали за него. Он только оправился, и тут пожар…
Я понимаю, если бы не наш Граф, Юра бы не выжил – задохнулся дымом. Огонь распространялся очень быстро, при этом с первого этажа ничего не было слышно.
После трагедии Анастасия думала, что не приведет в дом новых собак и кошек. Слишком тяжело их потом терять. Она ухаживала за 19 кошками – для них пожар стал стрессом, многие не давались в руки. Их приходилось кормить на улице. Но не прошло и пары недель, как у Кузнецовых появились новые подопечные.
– В конце сентября я узнала о щенках, которые появились на свет в больничном городке – под открытым небом. Морозы для них – верная смерть. Как мимо пройдешь? Их мать жила рядом со стационаром почти шесть лет. Ее подкармливали, но даже не пытались стерилизовать. Щенки из прошлого помета пропали, когда администрация больницы высказала свое недовольство ими. Страшно подумать, что могло с ними случиться. Поэтому мы забрали малышей себе. Взрослую собаку нам еще предстоит стерилизовать – это непросто, она боится людей. Видимо, ее обижали, – рассказывает зоозащитница.
В Кировском районе Анастасия кормит бездомных животных. К сожалению, не всех удается забрать домой или определить на передержку.
– Чаще всего у меня оказываются кошки и собаки, которые на улице просто не выживут. Так было с Марусей. Кошка жила рядом с детсадом, куда ходит мой сын. И я, и жители соседних домов кормили ее. А потом она вдруг пропала. Оказалось, что Марусю машина сбила. Местные старушки не обратились в клинику, а просто положили ее в коробку на улице – или встанет сама, или умрет. Это все невежество, которое принесло животному мучения. Мы ее нашли в ужасающем состоянии, но живую. Тогда жара стояла, в ранах паразиты завелись. Жизнь Марусе спасли, но она теперь спинальница. Живет у меня, – вспоминает Настя.
Многих животных уже не пристроить в другую семью – из-за особенностей их здоровья, проблем с поведением. Тех, кто готов забрать питомца с улицы или из приюта, не так уж много. Анастасия предполагает, что люди стали жить хуже – у всех кредиты, детей кормить надо. Собака или кошка – это прежде всего ответственность.
– Были случаи, что мы отказывали потенциальным хозяевам.
Человек должен понимать: животное – это личность, а не имущество! Не живая игрушка, замок или мышеловка. Этих собак и кошек уже предали однажды, новую боль я им причинить не позволю.
Однажды приехали к нам люди на дорогой машине: «Возьмем кошечку, будем любить». А я между делом спросила, может, корм им посоветовать? Они в ответ: «Зачем ее кормить? Она мышей ловить должна». Конечно, кошку мы им не отдали, – подчеркивает Анастасия.
К февралю 2019 года все щенки из больничного городка обрели дом. Любящих хозяев нашел пес Пиф-Паф. За зиму в доме Кузнецовых побывали Гроза, Кнопа, Бим, Лисса, Дана… Их фотографии в новых семьях Анастасия публикует в блоге «Усатого-полосатого».
Сегодня в домашнем приюте остаются еще 17 кошек и 15 собак, шесть из которых – щенки. Часть питомцев живет вместе с Анастасией и ее семьей, часть – на передержках у других волонтеров.
Семья Кузнецовых приводит в порядок дом. Одна из комнат полностью готова, в нее семья переехала вместе с двумя сыновьями и животными. Старшая дочь, Елизавета, живет в Новосибирске – она всерьез занимается велоспортом и учится. В другом городе она тоже помогает бездомным животным, как и ее мама.
О жизни приюта «Усатый-полосатый» и его нуждах можно узнать на его странице в Instagram