«Скажи, ты себя любишь?» Как от самобичевания мы доходим до болезней и старости

23.02.2019 7:41 1

«Скажи, ты себя любишь?» Как от самобичевания мы доходим до болезней и старости

Мы называем себя христианами, много общаемся друг с другом, но понимаем ли при этом своих друзей и близких? Любим ли их? Ведь это такие важные, прекрасные слова: «Я люблю тебя!» Как и слова: «Я – христианин». Но являемся ли мы действительно христианами? Разве наше представление о Христе можно назвать христианским? Размышляет архимандрит Андрей (Конанос). «Скажи, ты себя любишь?» Как от самобичевания мы доходим до болезней и старости

Архимандрит Андрей (Конанос)

Один человек как-то спросил: «Как понять, что эта цель – любовь – достигнута?» Ответ был таким: «Ты поймешь это, когда перестанешь задавать себе подобные вопросы. Когда они уже не будут возникать – значит, то, к чему ты стремишься, у тебя уже есть, и в большом количестве».

Скажи, ты себя любишь? Или только и делаешь, что терзаешься угрызениями совести, занимаясь самобичеванием? Мы не любим себя по-настоящему, а наоборот, доводим себя до болезней и преждевременной старости – благодаря постоянным внутренним терзаниям. Ты ведь сам видишь, что чем больше думаешь о плохом, чем больше вспоминаешь старые обиды и горести, тем сильнее они разрушают и изнуряют тебя.

Будто ты берешь нож и царапаешь себя по больному месту – именно так ты причиняешь себе боль, горе и страдание своими мрачными мыслями, в то время как можно совершенно по-другому взглянуть на жизнь и, отбросив пессимизм, сказать: «Все не так на самом деле! Не хочу больше жить с этими переживаниями!» Но нет, тебе нравится все это – меланхолия, трагедия и пессимизм. Разве может здесь идти речь о любви? А если ты еще и на Бога смотришь как на грозного судью, разве можно по-настоящему полюбить своего ближнего? Как? Ведь даже самого себя ты полюбить не в состоянии.

Бог не хочет, чтобы мы себя ненавидели. Он вовсе не это имеет в виду, когда учит нас «отвергнуться себя» (Мк. 8:34). Ведь нельзя ненавидеть то, что создал Сам Господь, – свою душу, характер, особенности и способности. Нет, Бог совсем не это имеет в виду. Он призывает нас возненавидеть свой эгоизм, свои грехи, страсти и пороки и отыскать за всем этим то доброе, что скрывается в нашей душе. Если мы будем бережно, с состраданием относиться к своему «я», то сможем возвести его на более высокую ступень, подтолкнуть наверх.

Веяние тихого ветра

Люби себя, не наполняй душу страхами! Бог есть Бог любви, а твоя душа видит Его таким строгим, таким угнетателем, что и другим людям ты не можешь дарить радость – у тебя ее просто нет. Столько угрызений и страхов – какая уж тут радость? Ты сам так и не почувствовал себя любимым, чтобы по-настоящему радоваться и быть свободным. Потому и с другими ты говоришь исключительно о грехах и пороках, пугая грядущими бедами и опасностями.

А Бог – Он какой? Какой Он на самом деле? Тот, кто, приближаясь к тебе, наполняет душу страхом, ужасом, тревогой и паникой? Как же тогда пророк Илия свидетельствует, что «не в огне Господь; но после огня веяние тихого ветра» (3 Цар. 19:12)? Легкий ветерок, приятная прохлада – вот как пророк ощутил Бога, усладившего его душу. Именно такой наш Господь.

Христос говорит о смирении, милосердии, прощении, молитве, милостыне, предании воле Божией и доверии к Нему, а мы акцентируем внимание на одних грехах.

Мы называем себя христианами, много общаемся друг с другом, но понимаем ли при этом своих друзей и близких? Любим ли их? Ведь это такие важные, прекрасные слова: «Я люблю тебя!» Как и слова: «Я – христианин». Но являемся ли мы действительно христианами? Разве наше представление о Христе можно назвать христианским? Когда христиане говорят о Христе, то воображение начинает рисовать весьма странного бога, строгого, категоричного, с непонятными идеями, которые Сам Бог никогда не говорил; или мы стараемся подчеркнуть то, на чем Господь никогда не заострял внимание; а ум наш занят тем, что Христа занимало в последнюю очередь.

Нас в первую очередь интересует грех

Почитай Евангелие, вспомни, о чем прежде всего говорит Господь. Он говорит о любви. А о чем говорим мы две тысячи лет спустя? Нас в первую очередь интересует грех. В силу греха мы верим больше, чем в силу любви и милости Божией. Вот почему такой бог никого не привлекает. У человека просто начинает болеть голова, когда он начинает говорить с людьми, от которых ожидал живительных слов утешения. В ответ он слышит одну критику, одно возмущение.

Возмущением, негодованием пропитаны все наши мысли, мечты и планы, наше восприятие сегодняшнего дня и будущего. А ведь мы живем якобы с Богом, якобы с любовью! Понимаешь? Евангелие учит: «Любите друг друга!» (Ин. 13:34-35). Любите, прощайте! Любишь? Прости! Ничего с тобой не случится. Простить не значит оправдать. Пусть человек живет себе дальше, оставь его! Думаешь, он не понимает, что поступил неправильно, несправедливо, что это ошибка, грех? Понимает. И это не значит, что его можно не любить. Продолжай любить. Да, ты не согласен с его поведением, поступками, но понимаешь, что и он – человек.

Человек, который ошибается, но при этом работает над собой. Люби его, не его поступки. Допустим, он украл, или оклеветал кого-то, или был сделан аборт, или случилось еще что-то серьезное – но, что бы ни произошло, это, в первую очередь, человек, которого я люблю, ценю и знаю, что он старается, трудится, прилагает усилия. И если я хочу, чтобы он изменился, то не буду запугивать его угрозами, а помогу расцвести его душе.

«Скажи, ты себя любишь?» Как от самобичевания мы доходим до болезней и старости

Люби себя – так ты даешь себе стимул двигаться вперед

Когда цветок дает плод, это происходит естественным, не насильственным путем.

Так и душа: она расцветает, и со временем появляется плод, но одно сменяется другим без какого-либо насилия. Разве не так? Плод не пытается побороть цветок, цветок сам исчезает. Так и между людьми: нужно, чтобы ты видел от меня добро, и тогда тебе станет легче, и терзания прекратятся. И это добро – не постоянные замечания, не угрозы или наказания, а любовь, настоящая любовь.

У кого есть такая любовь? Конечно же, у Христа, Который понимает тебя гораздо лучше меня. На Него нужно уповать. И среди людей много таких, которые обладают даром любви. Да-да, в мире есть любовь и по-настоящему смиренные люди, которые скажут: «Брат мой, ты действительно обидел меня, причинил мне зло, оклеветал, похулил, ранил меня, чего я никогда от тебя не ожидал. Скажу прямо: мне очень грустно от этого. Но разве мы не повторяем каждый день слова: “И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого”?»

Ведь все начинается именно с искушений: возникает какая-то проблема, трудность, что-то неприятное, лукавое входит в нашу жизнь, диавол искушает нас, и вот мы уже не в состоянии простить друг друга, обвиняя во всем своего ближнего. Но ближний не виноват, потому что если бы я был таким, каким должно быть, меня бы все это не волновало.

Люби и себя. Ведь так ты даешь себе стимул двигаться вперед. Оставаться в прошлом нельзя.

Помните, что сделал ученик св. Антония, св. Павел, когда, придя домой, застал свою жену с любовником?

– Ну что же, – сказал он. – Прощай!

– Как? – удивилась женщина. – Ты не побьешь меня камнями? Не потащишь на суд, не накажешь, не…

– Не волнуйся, дорогая, я желаю тебе счастья! Я люблю тебя, и мне хочется, чтобы ты была счастлива. Я думал, нам хорошо вместе, но оказалось, что тебе нужен другой. Бессмысленно заставлять тебя любить меня, насильно мил не будешь, так что – живи своей жизнью. Я люблю тебя и потому не буду мстить и наказывать. Ведь себя я тоже люблю, поэтому буду продолжать жить своей жизнью, вместо того чтобы копаться и тонуть во всей этой истории.

А другой человек, мой знакомый, расставшись с девушкой, страдал потом целый год. То есть вместо того, чтобы идти дальше и думать еще о чем-то, он год тонул в переживаниях. Это никакая не любовь. Во-первых, ты не любишь другого человека, раз не можешь отпустить его, дать ему свободу. Да пусть живет своей жизнью – все равно заставить полюбить себя мы никого не можем. А во-вторых, ты не любишь себя. Потому что если бы любил, то продолжал бы двигаться вперед, не сидел бы в прошлом, не тонул бы в мыслях до больного состояния…

Все это означает только то, что ты не любишь человека, а просто привык к нему и без него не можешь. Ведь если бы любовь была настоящей, то когда эта девушка сказала бы тебе: «Знаешь, я встретила другого, давай расстанемся, у меня новая жизнь», – ты порадовался бы за нее или по крайней мере с уважением отнесся к ее выбору и новой жизни. Невозможно, любя человека, подавлять его свободу, потому что это не любовь, а привязанность и зависимость, нездоровая зависимость.

И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. А ты никак не можешь отпустить, простить.

Научись двигаться вперед, научись любить, перестань толкаться в одну и ту же дверь, раз она не открывается. Посмотри – рядом другая дверь, и за ней еще большее пространство, где гораздо лучше, потому что его уготовал тебе Бог.

Полюби свое я, подари себе надежду, что Бог не оставил тебя, а напротив, приготовил что-то гораздо лучшее. Просто ты сам прилепился к старому и хочешь, чтобы все было именно так, как ты решил. Но разве можно в таком случае пройти школу жизни…

Источник

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Тяжело больной сатирик Задорнов отказался от "эпатажного заигрывания с язычеством" в пользу православия В уральском монастыре собирают подписи против ИНН и биометрии, запугивая верующих "всемирным компьютером" по имени Зверь Глава Киевского патриархата грозит лишить РПЦ Киево-Печерской лавры Православные христиане приступили к Великому посту Суд в Екатеринбурге не увидел экстремизма в словах священника, уравнявшего Ленина с Гитлером

Православная лента